Дело в том, что теперь продовольственные сети расширяются лишь за счет собственных средств, а не привлеченных денежных ресурсов в виде кредитов.
Магазины есть не везде
По мнению экспертов ИА «INFOLine», пишет ИА «Росбалт», количество сетевых магазинов «у дома» и дискаунтеров в Петербурге может увеличиться на 25-30%, до 850 объектов. Кстати, на 1 января 2009 года в Петербурге действует более 800 сетевых магазинов, свыше 1400 несетевых магазинов и более 9000 ларьков, павильонов и киосков. Несмотря на то, что развитие формата «дискаунтер» началось в городе еще в конце 90-х годов, в Петербурге не хватает «магазинов у дома». Особенно это касается Центрального района города.
Специалисты отмечают, что в период кризиса наиболее активно высвобождаются площади, которые подходят под открытие магазинов небольшого формата. А распространенное среди аналитиков и обывателей мнение о том, что Санкт-Петербург перенасыщен магазинами у дома и дискаунтерами не соответствует действительности», — утверждают эксперты INFOLine.
Но в то же время у самих «сетевиков» несколько иное мнение. И хотя новые магазины теперь открывать дешевле, чем в докризисные времена (из-за снижения арендных ставок и спроса на коммерческую недвижимость), все же затраты на открытие новых торговых точек сокращены — на 10-30%.
Как пишут «Ведомости», до конца этого года X5 Retail Group откроет в Петербурге и области один «Перекресток», один гипермаркет «Карусель» и не менее 20 магазинов «Пятерочка», рассказал директор северо-западного филиала компании Александр Павлов. В прошлом году на Северо-Западе появился 31 дискаунтер «Пятерочка» и один супермаркет «Перекресток».
Кризис заставил закрыться
«Дикси», планировавшая в этом году открыть 100 дискаунтеров в разных регионах, пересмотрела планы и пока не комментирует их. Согласно отчету об операционной деятельности за пять месяцев 2009 года, «Дикси» открыла 15 новых дискаунтеров, закрыв семь дискаунтеров и 12 VMart. За тот же период прошлого года было открыто 12 дискаунтеров, закрыто — четыре.
Добавим, что продовольственные сети больше не могут позволить себе развиваться прежними темпами. Расти за счет привлеченных кредитных средств невозможно, а собственных средств компаниям хватает лишь на очень медленное развитие.
Отметим, что ранее чиновники заявляли, что за текущий год количество магазинов «шаговой доступности» в городе вырастет до 25, а всего предполагалось, что в городе будет функционировать более 200 подобных магазинов.
Проект начали реализовывать в начале 2007 года, предприниматели малого бизнеса называли его нерентабельным из-за узкого ассортимента и запрета на торговлю алкоголем.
Вместо казино — картошка?
Кстати, в связи с законом об игорном бизнесе, по которому все казино 1 июля должны прекратить свою деятельность на территории города, есть шанс, что количество магазинов «шаговой доступности» будет расти, даже несмотря на кризис.
Яркий пример – холдинг Ritzio Entertainment Group (владелец игровых сетей «Вулкан»), еще в 2007 году открывший в Подмосковье продуктовые супермаркеты. Кстати, операторы, открывающие на месте игровых залов магазины шаговой доступности и пункты бытовых услуг, пользуются поддержкой и всяческим содействием властей, сообщает Эксперт.