Автошколы Петербурга уже месяц не берут никого на обучение. Приказ Минобрнауки о новых программах в автошколах парализовал заведения этого типа по всей России. Новые условия автообразования, имеющие целью уменьшить коррупционность сферы, пока приводят только к закрытию школ. Эксперты советуют будущим водителям пока не записываться на курсы, чтобы не оказаться в положении «обманутых дольщиков».
В ноябре 2013 года вступила в силу новая редакция федерального закона о безопасности дорожного движения. Она ввела в обиход новые категории и подкатегории водительских удостоверений. После этого Минобрнауки по поручению правительства совместно с Минтрансом, МВД и Минздравом разработали 28 новых примерных программ обучения водителей, которые вступили в силу 12 августа нынешнего года. Программы меняют нынешнюю систему обучения. Появляются три курса:
— базовый цикл, включающий учебные предметы «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Психофизиологические основы деятельности водителя», «Основы управления транспортными средствами», «Первая помощь»;
— специальный цикл, включающий учебные предметы «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств определенных категорий (подкатегорий) как объектов управления», «Основы управления транспортными средствами определенных категорий (подкатегорий)», «Вождение транспортных средств определенных категорий (подкатегорий) для транспортных средств с механической либо автоматической трансмиссией»;
— профессиональный цикл, включающий учебные предметы «Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом», «Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом».
Самый распространенный базовый цикл включает в себя большое количество часов на обучение — 86. На вождение государство отмеривает ученику 56 астрономических часов (по 60 минут) на механической коробке передач и 54 – на автоматической.
Последствия оказались непредсказуемы
Казалось, очередное изменение программы не повлечет за собой катаклизмов. Опасность крылась в «Материально-технических условиях реализации примерных программ». Автошколам предписано иметь автодром размером не менее 0,24 га. Меньшим злом на этом фоне выглядит необходимость иметь прицеп весом до 75 килограммов для занятий по желанию обучаемых.
Для больших городов типа Москвы и Петербурга вопрос с автодромами встал ребром. Найти во всех районах участки размером 0,24 га для автошкол, являющихся по факту коммерческими организациями, чиновники оказались не готовы.
«Мы просили участок у ЗСД. Там ничего нет, да и вряд ли кто-то захочет строить на нем что-то серьезное. Но нам отказали. Сказали, что земли федеральные. Нечего, мол, их разбазаривать», – рассказали изданию «Водитель Петербурга» в одной из автошкол.
Стоимость полностью соответствующего букве закона автодрома эксперты оценивают в сумму не менее 15 миллионов рублей. Это не просто заасфальтированная площадка. Фактически, по словам специалистов, он должен выглядеть как макет улицы со всеми возможными препятствиями: светофорами, железнодорожными путями.
Таких, по разным оценкам, 3–7 по городу и пара штук в области. Ответ на вопрос, что делать остальным, пытались около 2–3 недель назад разъяснить сотрудники ГИБДД, которые позвали на Профессора Попова (по этому адресу находится УГИБДД по Петербургу и Ленобласти. – Прим. ред.) представителей всех автошкол. «Нам сообщили, что мы можем использовать все законные методы, то есть, например, взять автодром в аренду на время», – сообщили «Водителю Петербурга» в сети школ «Балтик стар».
Несмотря на разъяснения, на данный момент ни одна из автошкол пока не получила заветную лицензию. Большинство ищут возможность реально или хотя бы на бумаге получить автодром. Другие, подав документы, ждут визита из ГИБДД. На рассмотрение документов закон отводит ведомству месяц. В экстренных случаях этот срок может быть увеличен.
Как сообщил замначальника УГИБДД по Петербургу и области Александр Кузнецов, к вечеру 26 августа с 12 августа (когда организации могли официально подать документы) подали на перерегистрацию 10 автошкол. В пресс-службе ведомства отметили, что к середине дня 27-го это число уже достигало 25–30, и оно постоянно увеличивается.
Ведомство также отмечает, что всего по городу и области чуть более 100 школ. Те, кто подал заявление на обучение до 12 августа и попал в группы, будут сдавать по старому положению.
Если кратко описывать идею всех нововведений, касающихся автошкол, задумка состоит в том, чтобы полностью отдать им выпуск водителей. Если идея чиновников будет реализована, принимать экзамен на права будут в самих учебных заведениях. Сотрудникам ГИБДД останется лишь контролирующая функция. Делается это для того, чтобы уменьшить коррупционную составляющую. Правда, у некоторых экспертов эта история вызывает ассоциации с отменой гостехосмотра.
Напомним, ранее сообщалось, что в Петербурге планируют строительство первой на Северо-Западе автошколы для инвалидов.