Только два человека из 100 оплачивают проезд в общественном транспорте Санкт-Петербурга наличными. Специалисты объяснили, почему город выбрал электронные способы оплаты поездок.
На данный момент оплата наличными стала национальным анахронизмом из-за своей дороговизны и неудобства. При этом, по словам уполномоченного по правам человека в Петербурге Светланы Агапитовой, часть жителей города на Неве продолжают настаивать на том, чтобы оплачивать проезд именно наличными. Один из заявителей объяснил, что ездит на общественном транспорте всего несколько раз в месяц, поэтому ему не нужны проездные билеты.
Однако оплачивать проезд в автобусах, метро, трамваях и троллейбусах можно банковской или транспортной картой «Подорожник», а также билетом на основе QR-кода. При этом, оплачивая поездку «Подорожником» человек экономит 21 рубль в сравнении с оплатой наличными. Сама карта при этом стоит 80 рублей и окупается за четыре поездки. Так, в минувшем году пассажиры из Петербурга сэкономили около 17 миллиардов рублей, выбрав проезд по транспортной карте.
Кроме того, оплата проезда электронным способом экономит время пассажиров из-за отсутствия очередей около водителя в попытке заплатить за поездку в общественном транспорте. Еще в 2022 году Северная столица перешла на Новую модель транспортного обслуживания, когда городской комитет по транспорту отказался от маршрутных такси, а электронные способы оплаты стали доступны во всех видах транспорта.
Комментируя ситуацию, кандидат политических наук, доцент Северо-Западного института управления РАНХиГС Виталий Горохов подчеркнул, что востребованность именно электронных способов оплаты доказывает статистика – его используют уже 98% пассажиров.
«В эпоху цифровых технологий, которые повышают комфорт жизни, экономят время и деньги, желание оплачивать проезд именно наличкой выглядит иррациональным», — заявил эксперт.
Он не исключил, что желание горожан оплачивать проезд наличными средствами – устойчивая поведенческая модель и привычка, однако такой способ выходит дороже и на него уходит дольше времени. По слова Горохова, на данный момент всего два пассажира из 100 оплачивают проезд в Петербурге «живыми деньгами».
«Теперь 98% средств напрямую идут в бюджет Петербурга, а не подвергаются риску осесть в карманах недобросовестных перевозчиков», — добавил кандидат политических наук.
Еще одна часть петербуржцев считает, что стоит сделать действие разовых проездных билетов на основе QR-кода бессрочным, но технические эксперты заявляют, что регулярно обновляющийся код – залог безопасности. На данный момент такой билет действует 72 часа, что сводит к минимуму риски мошенничества.
«Если сейчас гражданин покупает несколько QR-билетов действующих 72 часа, то уже этот факт свидетельствует о регулярности поездок на общественном транспорте», — считает Горохов.
Он отметил, что если петербуржец по каким-то причинам решил не использовать банковские карты, которыми может оплатить как сам проезд, так и QR-код в приложении Комтранса, то возникает вопрос, почему он не хочет приобрести «Подорожник», средства на котором могут храниться несколько лет. Эксперт добавил, что по транспортной карте проезд можно оплачивать по мере необходимости, и вдобавок ко всему, на нем действует пересадочный тариф «60 минут».