ТЮЗ открыл сезон фантасмагорией на «Маскараде»

ТЮЗ открыл сезон фантасмагорией на «Маскараде»
Фото: Baltphоto/Дарья Иванова

Театр юных зрителей Петербурга сегодня отмечает начало своего 103-го сезона грандиозной премьерой — новой версией классической пьесы Михаила Лермонтова «Маскарад». Это лишь третья интерпретация произведения великого русского драматурга на сцене петербургского театра. Режиссёр Сусанна Цирюк привнесла в спектакль современные элементы, дополненные влиянием поэтов Серебряного века и Байрона, создав уникальную фантасмагорию, на грaни психологического триллера.

«Маскарад» считается одной из самых петербургских трагедий, действие которой происходит на Невском проспекте, в доме богатого мецената Энгельгардта, где устраивались роскошные балы. В этой постановке время Петербурга 1830-х годов словно замерло, создавая атмосферу городского мифа — реального и инфернального, напоминающего летящий астероид в холодном космосе.

Режиссёр-постановщик и главный режиссёр ТЮЗа им. Брянцева, Сусанна Цирюк, решила добавить в классическую пьесу элементы стимпанка.

Цирюк усилила драматургическую основу пьесы, добавив в неё мистические и эксцентричные элементы. Потусторонним персонажем стала безумная маска, которую не было у Лермонтова. Эта маска, служащая предвестницей смерти, привнесла в спектакль лирику поэтов Серебряного века — Северянина, Ахматовой и Нестора Кукольника. Стихи этих авторов превратились в романсы, дополнив атмосферу постановки.

Кроме того, стихи Байрона, на которого Лермонтов так стремился быть похожим, также нашли своё место в этой версии. Диалоги персонажей были дополнены элементами из разных редакций «Маскарада», в том числе персонажем, заимствованным у Пушкина. Без Пиковой дамы, по мнению режиссёра, мистический образ Петербурга был бы неполным.

Спектакль исследует классическую шекспировскую тему страсти и предательства через призму русской классики. Трагедия Лермонтова трансформируется в историю страсти, которая приводит к насилию и смерти. В этой интерпретации Нина, героиня пьесы, вместо того чтобы ронять браслет на балу, обменяется им в танце с баронессой Штраль. Тем не менее, браслет всё равно окажется у князя Звездича, как это предписано классическим сюжетом. Актёр Семён Толов, исполняющий одну из ролей, считает, что добавление современной составляющей в спектакль делает его более многослойным и актуальным.