Имя Александра Богомазова, которого в свое время называли «украинским Пикассо», «Шарденом футуризма», долго оставалось в тени первых фигур русского авангарда, пишет www.aktivist.ru. После длительного забвения первая выставка Богомазова состоялась в 1966 году в Киеве в республиканском доме литераторов. Последние десятилетия о творчестве Богомазова писали украинские исследователи – Эдуард Дымшиц, Дмитрий Горбачев, Елена Кошуба. С 1980-х годов отдельные картины художника экспонируются на многочисленных выставках, посвященных русскому искусству 1910-х-1920-х годов, в 1991 году в Тулузе состоялась персональная выставка. Нынешняя экспозиция в Русском музее впервые знакомит зрителя с творчеством мастера.
Подобно многим выдающимся современникам по авангардному искусству Александр Богомазов обладал разными талантами, его натура стремилась охватить все сферы творчества, а дарование помогло достичь значительных результатов. Экспериментатор в живописи, блестящий педагог, серьезный теоретик, размышлявший о сути живописи и ее воздействии на зрителя, любитель музыки, прекрасно разбиравшийся в ней, поэт… Художник прошел через все типичные для своего времени течения: реализм, импрессионизм, немного долее задержался на символизме.
В 1913-1914 годах мировосприятие художника изменилось, резко взорвав стилистику его произведений. Проявившаяся обостренная восприимчивость мастера заставила увидеть подвижность форм даже в статичных предметах. Теперь задачу Художника Богомазов видит в адекватном воспроизведении впечатлений от бурной жизни, в фиксации борьбы и напряжения, в передаче ритма, темпа, динамики. В 1914 году Богомазов закончил работу над главным своим теоретическим трудом «Живопись и Элементы».
Александр Богомазов родился 14 марта 1880 в селе Ямполь Харьковской губернии. В 1902 году поступил в Киевское художественное училище, где познакомился с А.Экстер, А.Архипенко и А.Лентуловым. В 1908 году Богомазов, совместно с Д.Бурлюком, Н.Кульбиным, Н.Гончаровой, М.Ларионовым, А.Лентуловым и В.Барановым-Россинэ, участвовал в знаменательной выставке «Звено». А в 1914 году организовал выставку «Кольцо», поставившую своей задачей защиту Нового Искусства, где показал 88 произведений живописи и графики.
С 1919 года Богомазов активно занимается агитационно-массовым искусством общественной деятельностью и преподаванием: на съезде художников-педагогов он был избран заведующим отделом художественного просвещения во Всеукраинском комитете ИЗО, принимал участие в оформлении города к революционным праздникам, таким как «День Красной Армии», «1-е мая», «День ребенка», кроме того, стал секретарем профсоюза художников Киева. В 1920 совместно с А.Экстер, В.Меллером, И.Рабиновичем, А.Тышлером назначен художником 12-й армии по оформлению агитпоезда № 1 и агитпарохода «Пушкин».
В 1926 году художник становится членом АРХУ (Ассоциации революционных художников Украины). Станковая живопись отошла на второй план, а, когда в конце 1920-х годов появились новые замечательные картины, пластический язык художника существенно изменился. Теоретические исследования цвета привели художника к воплощению, так называемого метода «растяжки цвета», полихромности и условности цветовых отношений.
В 1922 году Богомазов стал профессором станковой живописи Киевского художественного института, где в то же время работали В.Пальмов, В.Татлин, В.Голубятников, М.Бойчук, Л.Крамаренко. В 1928-1930 годах в этом же институте преподавал Малевич.
Александр Богомазов прожил не долгую жизнь, но успел многое сделать. Он был незаурядной и самобытной личностью, глубоко и серьезно относившейся к своему предназначению, пытавшейся докопаться до самых глубин познания жизни и искусства. Выставка в Русском музее дает возможность познакомиться с основным наследием художника и вписать еще одно забытое имя в историю искусства ХХ века.
«Портрет дочери»
«Игрушки»