Самым неожиданным событием фестиваля «Звезды белых ночей» обещает стать участие в этом проекте лидера группы «Ленинград» Сергея Шнурова, известного своим экстравагантным поведением на сцене. Он принял приглашение выступить в драматической роли Бенвенуто Челлини в одноименной опере Гектора Берлиоза, сообщает ИТАР-ТАСС.
Спектакль будет показан в четверг в Концертном зале Мариинского театра и откроет на этой сцене своеобразный «французский мини-фестиваль». Премьера спектакля «Бенвенуто Челлини» режиссера Василия Бархатова состоялась на прошлогоднем фестивале «Звезды белых ночей». Теперь подготовлена новая версия спектакля — в оперную постановку режиссер ввел драматического героя. Текст для него по мотивам мемуаров Челлини написала петербургский драматург Наталья Скороход, передает Newsru.com.
«Мариинский театр и группа «Ленинград» занимаются абсолютно одним и тем же делом — расширяют границы сознания. Что касается Бенвенуто Челлини, то известно, что он всегда носил с собой ножик. Я тоже ношу — вот и сходство в биографиях. А еще мне, как и ему, нравятся любые авантюрные штуки», — цитирует «Российская газета» комментарий самого Шнурова.
Фото: Тимур Ханов
«Комсомольская правда» побывала на репетиции этого спектакля.
Пока что сцена Концертного зала Мариинки почти пуста. На нее только что вынесли для репетиции симпатичный диванчик и столик. На премьере появятся декорации, среди которых есть и шкафы с несколькими килограммами бутафорских украшений, которые изготавливал Челлини.
В уголке тихонько распевается Сергей Семишкур, который исполняет партию Челлини. А вот его «двойника», Челлини в более зрелом возрасте, играет Сергей Шнуров.
Наконец пришел и сам «двойник» в сопровождении режиссера спектакля Василия Бархатова. Перед репетицией оба подкрепились пирогами в ближайшем кафе. Василий был весел, а Шнуров мрачноват.
Первым делом оба подошли к оркестровой яме и оценивающе заглянули в нее.
— Нет, это слишком высоко, я не прыгну, — заявил Шнуров, поворачиваясь к Бархатову.
Действительно, высота приличная. Метров пять.
— А кто тебя заставляет прыгать? — задаем вопрос Шнуру.
— В одной сцене мне нужно сигануть вниз, но при такой высоте вряд ли рискну, — пояснил он.
Между тем репетиция началась.
На диванчик присела восходящая звезда Анастасия Калагина. У нее роль Терезы, возлюбленной Бенвенуто Челлини.
Тереза объясняется со своим отцом Бальдуччи. Потом отец уходит, появляется сам Челлини (Сергей Семишкур). Поют оба, и Тереза и Челлини. Явно о любви. Поют на французском, очень красиво. Неужели Шнуров тоже сейчас выйдет и запоет в стиле группы «Ленинград»?!
— Нет, конечно, — успокоили нас артисты Мариинки. — Петь Шнуров не будет, у него драматическая роль, со словами. Он как бы смотрит на самого себя в молодости и анализирует свою жизнь. Для Шнурова петербургский драматург Наталья Скороход специально дописала текст по мотивам мемуаров самого Челлини.
Пригласить Шнурова — это идея нашего режиссера Василия Бархатова. Василий молод, ему всего 24, но он уже успел поставить в Мариинском несколько опер. Например, «Москва, Черемушки» Шостаковича, «Енуфа» Леоша Яначека. И все они идут с большим успехом. Поэтому его желание включить в состав труппы Шнурова было встречено с пониманием. И, кстати, это не единственный сюрприз. Зрители увидят Челлини в современном мире блеска и роскоши, где день проходит в прогулках по бутикам, а ночь высвечена вспышками фотокамер.
Вспышки фотокамер не заставили себя ждать. На сцену наконец-то вышел Шнуров — настал его черед произносить свой текст.
— Неужели это был я? — удивляется Челлини-Шнуров, прослушав объяснение самого себя в молодости со своей возлюбленной.
— Может, кто-то и усомнится в этом… Папа римский называл меня «Мон ами»… А король французский Франциск I, сидя в моей мастерской и глядя, как эти руки делают работу, говорил: «Наконец-то я нашел человека, который мне по сердцу…»
Далее Челлини — Шнуров, уже зная все последствия своих поступков, пытается отговорить самого себя молодого от необдуманных шагов.
— Ты, дурак, калечишь свою судьбу! На что ты потратишь свою жизнь?!
Такая вот философская роль досталась скандалисту Шнурову.
— А ты вообще в оперу-то ходишь? -спросили мы у Сергея.
— Меня мама в детстве часто водила в Мариинский театр, покупала абонементы. Так я и возненавидел музыку, — пошутил Шнуров. — Вообще-то из композиторов я больше всех люблю Глинку. Но чаще хожу на балет. Недавно посмотрел «Весну священную». Предпочитаю короткие, емкие формы. Долго высидеть не могу, для этого мне хватает самолетов.
— Дома что слушаешь?
— Бывает, что и классику. Например, Рахманинова.
— Не удивился, что тебя пригласили в оперу?
— В последнее время я ничему уже не удивляюсь.
— А почему согласился?
— У меня все просто: если мне человек нравится, долгих размышлений не бывает.
Анастасия Калагина и Шнур играют возлюбленных. Фото: «Комсомольская правда»
СПРАВКА: Бенвенуто Челлини — скульптор и ювелир эпохи Возрождения. Был склонен к авантюрам. Любил деньги. Считался авантюристом с сомнительной репутацией. Вел праздный образ жизни. Но потом отлил статую «Персей с головой Медузы» по заказу Папы Клемента VII. И ему простили грехи. Его личность привлекала многих художников и писателей. Например, Александр Дюма описал его в романе «Асканио».
В опере Гектора Берлиоза рассказывается о том, как Челлини соблазнил дочь своего знакомого. У отца же был «припасен» другой жених, понадежнее. Но девушка сбежала с возлюбленным.
Премьера оперы Берлиоза состоялась в Париже в 1838 году. Но успеха не имела и была снята с репертуара после четырех представлений. Ее возродили в Мариинском театре год назад. Но тогда состоялось концертное исполнение. И вот сейчас — полновесный спектакль. Премьеру репетируют Сергей Семишкур, Анастасия Калагина, Екатерина Попова, Николай Гассиев, Александр Гергалов, Николай Каменский, Злата Булычева, Геннадий Беззубенков, Федор Кузнецов и другие солисты оперы.