«Обращение Савла» Пармиджанино, «принца маньеризма», приехало в Эрмитаж из Художественно-исторического музея в Вене и выставляется в рамках специальной программы «Шедевры музеев мира в Эрмитаже»: лучшие холсты в истории приезжают в Петербург из музеев всего мира, пишет «Коммерсант».
Нынешний экспонент — Джироламо Франческо Мария Маццола по прозвищу Пармиджанино (то есть «Малыш/Младший/Низкорослый из Пармы») — смотрится даже несколько загадочно. Он хотя и великий художник, но менее «позитивный» и более проблемный персонаж, чем того требует его слава и выставка одной картины. При всей красоте его сюжетов и отточенности техники, Пармиджанино не сделал образцовой художественной карьеры. Похоже, что он и жил слишком страстно, и увлекался слишком многим, чтобы безбедно шагать по карьерной лестнице, да и умер в тридцать семь, не успев достигнуть вершины собственного творчества и находясь вдали от родины, в бегах от преследований за долги. Современники утверждали, что Франческо Маццола-Пармиджанино занимался помимо живописи алхимией и что она-то его и сгубила в столь раннем возрасте — до сих пор не известно, как именно.
«Обращение Савла» — одна из самых спокойных картин Пармиджанино. По крайней мере, в смысле технологическом. Во множестве других холстов доказательству собственной художнической дотошности Пармиджанино жертвует всем: и сюжетом, и композицией, и пластикой своих картин. Самый знаменитый его потрет — «Автопортрет в выпуклом зеркале» — при всей своей тонкости все же техническое упражнение: выпуклое зеркало и то, как оно отражает очень маленькое лицо и очень большую вытянутую вперед руку, интересует художника куда больше, чем главный герой картины. Его мадонны и портреты смертных женщин тоже показывают, что Пармиджанино, как и всех маньеристов, изящные позы занимали больше, чем принимающие их дамы. Однако с Савлом все иначе.
На первый взгляд в картине нет ничего особенного. Весь центр полотна занят вздыбленным лошадиным корпусом. Лошадь встала на дыбы, она белая, седла на ней нет, но на спину накинута пятнистая шкура какого-то зверя. Смысловой, в отличие от геометрического, центр композиции находится внизу: это упавший со вздыбленной лошади Савл. Казалось бы, нет ничего судьбоносного в сюжете «Мужик навернулся с лошади», а Савл и вправду мужик: большой, бородатый, только что приземлившийся на копчик и оттого лишенный всякого пафоса. Но нет, и это «нет» сразу объясняет, почему Пармиджанино крупный художник. В лице Савла — с закаченными и странно косящими вбок глазами, с всклокоченной бородой, — в его дурацкой неестественной позе, словно он так и застыл там, где его застиг голос свыше, в ярости его коня, который явно немедленно улетит вдаль, в драматизме клубящихся над ними обоими облаков Пармиджанино видит и, главное, передает нам, зрителям, напряжение поворотного момента истории. Именно сейчас на наших глаза ксенофоб и гонитель христиан Савл слышит божественный глас — и сейчас, на наших глазах, он из Савла превращается в Павла, и уверует всем сердцем, и провидит свою апостольскую миссию на много тысяч лет вперед. Мрачный, но мощный свет льется на Савла — уже Павла — из облаков, даже горы на заднем плане в синей дымке содрогнулись и заметно накренились. Мир вздрогнул и уже никогда не будет прежним.
Эрмитаж — обладатель отличной коллекции Пармиджанино. В 2004 году, на следующий год после 500-летия великого пармезанца, музей сделал большую и обстоятельную выставку «Пармиджанино в веках и искусствах» из собраний ГМИИ имени Пушкина и собственного. Сейчас, уже без всяких юбилейных поводов, Эрмитаж представляет лучшее, что есть уже не в России, а в мире. Общее и общезначимое. Как то, что с изумлением видит и понимает Савл, навернувшись с белой лошади.
СПРАВКА: В рамках проекта «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» ценители искусства уже смогли посмотреть «Данаю» Корреджо, «Карточный домик» Жан-Батиста Симеона Шардена, «Афину-Палладу» Рембрандта и «Даму в голубом» Яна Вермеера, пишет «Российская газета». На сей раз гостями одного из самых известных музеев России стали австрийцы.
Художественно-исторический музей в Вене обладает шестью работами Франческо Маццола, вошедшего в историю искусств под прозвищем Пармиджанино. По словам сотрудников Эрмитажа, «Обращение Савла» — самая интересная работа из собрания венского музея. Именно она дает наиболее полное представление об искусстве Пармиджанино.
Как пишет сайт Эрмитажа, согласно легенде, Савл, ярый гонитель христиан, отправился в Дамаск, чтобы истребить последователей Спасителя; в пути его «вдруг осиял великий свет с неба» и раздался голос, вопрошавший: «Савл, Савл, что ты гонишь меня?» Ослепленный сиянием, он лишился зрения, вновь обрел его после крещения и стал верным последователем Христа — апостолом Павлом.