Две картины, выставленные сегодня в Эрмитаже, представляют Веласкеса как желчного, едкого сатирика и одновременно тонкого психолога, который видит человеческую природу насквозь и разрывается между двумя чувствами к ней: состраданием и иронией.
Два узких вертикальных холста, прибывшие из мадридского музея Прадо, изображают двух древнегреческих персонажей: баснописца Эзопа и философа Мениппа. На первый взгляд, более безобидных героев трудно и найти: оба жили и умерли за две тысячи лет до того, как Веласкес взялся писать их портреты, оба известны нам лишь по свидетельствам современников.
В общем, два древних мудреца, казалось бы, заслуживают только научного интереса. Тем не менее Веласкес делает их героями острой и злободневной политической сатиры. Его Эзоп и Менипп одеты в современную (конечно, современную эпохе самого художника) одежду, заняты насущными вопросами и менее всего похожи на бесстрастные памятники ушедшей в прошлое античной культуры.
Художник не пожалел героев: наоборот, он сделал все, чтобы беспощадно приблизить их к зрителю. Эзоп и Менипп Веласкеса могли бы быть обычными прохожими — и в то же время олицетворять всю веласкесовскую эпоху разом, пишет «Коммерсант».
Фото Дмитрия Кириллова, специально для ГАZЕТЫ.СПб