Продажи автомобилей в 2009г. в России могут снизиться на 45%, считают эксперты PricewatehouseCoopers. Меньше всего пострадают отечественные бренды и подержанные иномарки.
Как сообщает РБК, падение на 45% — это пессимистичный сценарий развития автопрома, который озвучил накануне партнер PricewaterhouseCoopers Стенли Рут на конференции «АСМ-холдинга», посвященной итогам развития автопрома в 2008г. Согласно этому сценарию, в 2009г. продажи в январе будут менее 100 тыс., к апрелю выйдут на уровень 150 тыс., на котором и продержатся до ноября.
Для сравнения, в этом году ежемесячные продажи (включая и подержанные авто) колебались в пределах 200-300 тыс. машин. Таким образом, весь рынок в следующем году может упасть до 1,73 млн автомобилей. В этом году, считает С.Рут, будет продано 3,1-3,2 млн автомобилей, из которых 400 тыс. составят подержанные.
Назад к «Жигулям»
С.Рут полагает, что повышение пошлин и кредитный кризис больше всего ударят по импорту новых и подержанных иномарок. Одновременно выиграют производители отечественных автомобилей, считает эксперт. «У них ниже цены и расходы в рублях, и их не затронут пошлины», — говорит он. Кроме того, они выиграют и от снижения доли кредитных продаж до 10%, считает эксперт.
Напомним, что на новые автомобили, а также подержанные до 3 лет пошлины устанавливаются в размере 30% или от 1,2 до 2,8 евро за 1 куб. см объема двигателя, от 3 до 5 лет — 35% или от 1,2 до 2,8 евро, старше 5 лет процентная ставка не устанавливается: пошлина составит от 2,5 до 5,8 евро в зависимости от объема двигателя.
Уже побывавшие в употреблении машины так же изрядно вырастут в цене. Так, учитывая, что самые популярные машины у россиян пяти — семилетние, закупаемые за рубежом по цене от 3 000 до 5 000 евро, после начала действия таможенных пошлин вырастут в цене для конечного покупателя почти в два раза.
Отметим, что по заверениям аналитиков, до кризиса каждая третья машина продавалась в кредит. Причем, чаще всего на заемные средства приобретались недорогие иномарки. А из-за неустойчивости экономики подросших таможенных пошлин, скорее всего, многие вынуждены будут пересесть на машины отечественного производства.
Дилеры ждут увольнений и мошенничества
По данным ассоциации банков Северо-Запада, объем автокредитования за 9 месяцев 2008 года в регионе составляет 13,6 млрд рублей. Это примерно 45 тыс. автомобилей, купленных в кредит. По данным комитета по занятости Петербурга, после первой волны увольнений в октябре этого года на улице оказались 11 тыс. горожан. В ближайшие полгода, по прогнозам Headhunter, ряды безработных пополнят еще 10-15% специалистов среднего и высшего звена, отмечает dp.ru.
Банкиры и автодилеры опасаются, что многие заемщики по автокредитам потеряют источник дохода. А это может стать причиной всплеска мошеннических продаж автомобилей, заложенных в банках. И, как следствие, увеличится число продаж заложенных автомобилей без согласия банка.
Причем, больше всего банкиры опасаются возможного роста числа лже — угонов и серьезных аварий, когда бремя по выплате кредита ляжет на плечи страховщика.
По словам начальника отдела страхования автотранспорта филиала «СОГАЗ» Виктора Охотникова, «20-30% выплат КАСКО приходится на такие случаи, в период кризиса этот процент возрастет».
Плавное снижение
Это позволило аналитикам прогнозировать не просто падение темпов роста, но и регресс в продажах. Основной причиной называется сложности в получении автокредитов, а также высокие проценты по ним.