На доме 37 по набережной Мойки спешными темпами осуществляется надстройка, чьи окончательные габариты и будущий архитектурный облик неизвестны как широкой общественности, так и членам действующего при правительстве города Совета по сохранению наследия.
Здание обнесено строительным забором, на котором установлен информационный щит, извещающий об осуществлении «реконструкции чердачного пространства нежилого здания под административные цели» (заказчик: ЦК ИС ФПГ «Росстро» — ОАО «Росстро», производитель работ ООО ГАРДА). В нарушение установленных правил сроки начала и окончания работ не указаны, равно как и данные о санкционирующем производимые работы распоряжении органов власти, пишет «Новая газета в Петербурге».
В офисе заказчика уверяют, что все согласования на производимые здесь работы имеются.
Однако в Комитете по градостроительству и архитектуре происходящее оценивают иначе.
Как следует из ответа пресс-службы КГА, этим ведомством «было разрешено проектирование и реконструкция под административные цели чердачного пространства нежилого здания № 37, лит. А, по наб. реки Мойки, соответственно, последний этаж — 4-й. Разрешения на надстройку двух лишних этажей и железной лестницы по фасаду здания Комитетом по градостроительству и архитектуре не выдавалось».

фото — «Новая газета в Петербурге»
Распоряжение о проектировании и реконструкции чердачного помещения было выдано КГА 14 апреля 2006 года за подписью А. П. Викторова, с указанием на необходимость получения в КГА и КГИОП полагающейся разрешительной документации. Этим же документом установлены сроки проектирования — II квартал 2006 года и завершения реконструкции — II квартал 2007 года (теперь понятно, отчего застройщик предпочитает не указывать их на информационном щите — предписанные сроки сорваны, а об их пролонгации КГА ничего не сообщает).
На вопрос о том, какие действия намерены предпринять в КГА в связи с выявленным самовольным отклонением застройщика от выданных разрешений, в пресс-службе комитета ответить не смогли — только выразили некоторое беспомощное удивление из серии «А мы-то теперь что должны делать?». Между тем упомянутый выше документ 2006 года завершается фразой: «Контроль за выполнением распоряжения оставить за председателем комитета». Спрашивается: так каким же образом осуществляется контроль?
Уже сейчас визуальный осмотр позволяет предположить, что ведущиеся на объекте работы не ограничиваются «приспособлением» исторического здания в существующих его габаритах, а указывают на ощутимое изменение его облика — сооружение мансардного этажа, угрожающее подлинности объекта нарушением силуэта, отметки конька и характера ската кровли. То есть тех элементов, что имеют непосредственное отношение к формированию уникальной архитектурной среды самого сердца Петербурга, Дворцовой площади.
На вопрос, как лично глава КГИОП Вера Анатольевна Дементьева относится к такого рода перестройкам в охранной зоне, считает ли она в принципе допустимыми надстройку и изменение облика исторического здания, выходящего на Дворцовую площадь и набережную Мойки. Ответ от пресс-службы КГИОП был таков:
«По указанию В. А. Дементьевой зампредседателя КГИОП А. В. Комлев провел совещание с участием застройщиков, специалистов НИИ «Спецпроектреставрация», обосновавшего высотные отметки изменяемой части кровли (проект появился в 2001 году, и по рекомендации КГИОП НИИ «Спецпроектреставрация» проводил экспертизу). Выводы комиссии, так же как результаты натурной проверки на предмет соответствия возводимой конструкции проекту, будут представлены на рассмотрение Совета по сохранению культурного наследия на его ближайшем заседании».
Заседание запланировано на сегодня. Мы будем следить за развитием событий.
