Музыку Бреговича обычно называют балканской. Однако прославившийся благодаря «Аризонской мечте» и «Андерграунду» композитор никак не вписывается в границы этого полуострова, пишет обозреватель журнала «Time Out». Строго говоря, и сам полуостров — это почти десяток разных культур и музыкальных традиций. Балканская музыка — это духовые оркестры в бывшей Югославии, голосистая женская хоровая полифония в Болгарии, греческий сиртаки.
Все жанры по отдельности пользуются достаточной любовью у ценителей фольклора. Брегович создает смесь, которая обычно нравится каждому
стандартному европейцу — выкинув глубину традиции, но сохраняя интригующую экзотику и сдабривая знакомыми именами. В альбомах композитора поучаствовали Игги Поп и Цезария Эвора.
Уроженец Сараево Горан Брегович прожил непростую, но крайне насыщенную жизнь. Подарили ему ее мать — сербка и отец — хорват. Он прошел через занятия в консерватории (по классу скрипки), изучал философию и социологию, создал собственную группу, пережил войну в Югославии, получил всемирное признание…
В 16 лет Горан Брегович создал свою первую группу — «The White Button», где выступал в роли композитора и гитариста, передает www.srpska.ru. На вопрос о выборе инструмента Горан отшучивался: «Я выбрал гитару, поскольку гитаристы всегда пользуются популярностью у девушек». 15 лет творчества, кругосветных путешествий и миллионы автографов — от такого не то, что закружиться голова может, но и желание творить украдкой исчезнуть способно. Потому-то он и принял решение свернуть с тропы рок-идола и заняться чем-то более спокойным и душевным.
Отдельной главой в жизни Бреговича стало знакомства с Кустурицей. Вслед за саундтреком к фильму «Время цыган», последовали звуковые дорожки к таким работам Эмира Кустурицы, как «Сны Аризоны» (кстати, многие до сих пор заблуждаются, что песню «In death car» написал Игги Поп — он ее великолепно исполнил, но автор — Брегович), «Подполье», «Черная кошка, белый кот»…
Именно благодаря Бреговичу и его огромной популярности балканская и цыганская музыка заняли свое место в европейской современной музыке.
Его цыганский оркестр побывал на гастролях во всех столицах Западной и Восточной Европы. На концертах они выступали вместе с другими,
преимущественно восточно-европейскими коллективами, исполняли произведения композитора на разных языках и в различных аранжировках. Результатом этой экспансии стала общеевропейская мода на балканскую фольклорную музыку, которая выразилась в проводимых во многих городах фестивалях цыганской музыки. Самый знаменитый из них проходил в мае 2000 года в престижнейшем лондонском концертном зале Барбикан. В течение месяца в Лондоне звучала цыганская музыка. А выступивший на этом фестивале «Свадебный и похоронный оркестр» заслужил самые восторженные отзывы как критиков, так и меломанов.
В 2002-м году музыкант, аранжировщик, продюсер и просто неординарный человек Горан Брегович выпустил пластинку «Tales and Songs from
Weddings and Funerals». Среди 15 треков нет скучных или неоригинальных мелодий: будь то свадебная песня народов Черногории или трагичный мотив похоронного ритуала где-то в Сербии — во всем чувствуется жизнь красивейших уголков старушки Европы. Фольклор столь близких нам (и территориально и духовно) соседей не может не увлекать, а благозвучие языков и слегка таинственных вокалов (а их несчетное количество на диске) способны соткать неподдельную картину, на которой уместна жизнь, как на свадьбах, так и на похоронах. Ведь и то и другое — неотъемлемые составляющие этой самой жизни.
Брегович — одна из ключевых фигур своебразного восточнославянского ренессанса, наступившего после распада системы варшавского договора, сообщает vermus.info. Лучше всего во всем мире Брегович известен сотрудничеством с еще одним «титаном Возрождения», Эмиром Кустурицей, однако, сводить всего Бреговича к роли композитора Кустурицы было бы в корне неверно. «Я писал музыку к четырем картинам, и все они, на мой взгляд, были хорошим кино. Но писать музыку к фильмам и дальше? Знаете, я, наверное, просто не захотел всю жизнь быть киношным композитором», — что ж поделать, если большинство людей узнает его имя из кинематографа? Главное, чтобы на этом не останавливались.
«Главная проблема — с кем пить вино» (фрагмент интервью с Бреговичем, 2006 год, www.discografia.ru)
Верно ли, что именно фильмы Кустурицы сделали вашу музыку популярной за пределами Балкан?
Не думаю, что это действительно так. Посмотрите, сколько существует разных композиторов и музыкантов, в том числе и совсем бездарных или очень странных, и у них у всех есть своя аудитория, свои слушатели. Вот, к примеру, Арво Парт – это и музыкой назвать сложно, но есть люди, которые слушают его. Диски с моей музыкой, написанной автономно от Кустурицы, продаются по всему миру – и в Европе, и в Австралии, и в Японии, поэтому я не думаю, что без фильмов Кустурицы меня бы не было как композитора.
В одном интервью вы рассказали о том, что приобрели виноградники и занялись изготовлением вина.
Это действительно так, только я не покупал их – они достались мне от отца. Главная проблема – с кем пить вино. Ведь пить нужно с друзьями. Когда у тебя много друзей, есть с кем пить вино, а иначе нельзя. Купил виноградники – значит, у тебя должно быть много друзей.
Но… вы не забросите музыку ради изготовления вина?
Нет, что вы, сейчас я планирую снимать фильм в качестве режиссера. Это будет также «Кармен с хэппи эндом». Сначала я решил сделать спектакль и
посмотреть на реакцию публики. Сейчас я гастролирую с ним по Европе, уже показал спектакль в Париже, Барселоне. Если реакция людей в итоге будет
положительная – начну съемки фильма.
«Мир гораздо более искренний и красивый, чем они это показывают нам» (фрагмент интервью с сайта viche.svitonline.com)
Вы как-то сказали, что еще десятилетие тому назад ваша музыка была адресована только жителям Балкан. Сегодня ее понимают и принимают практически во всем мире. Что так изменилось: вы, ваша музыка или сам мир?
Конечно, мир — он и вправду здорово изменился. Люди оказались не ограниченными репертуаром МTV. Выяснилось, что им интересна и современная музыка. И что такие композиторы, как я, и даже более необычные, чем я, имеют свою аудиторию. Я ведь никогда не был на телевидении, не снял ни единого клипа. Я просто прямая противоположность современной музыкальной индустрии, парень, который сделал себя сам. Все, что я делаю, родом из прежних времен, далеких времен. Но мои записи слушают и в Корее, и в Новой Зеландии, и на островах, и в Украине — значит, в них что-то есть. Это не тешит мое эго, не подумайте. Я радуюсь тому, что мир не столь оболванен, как это выглядит по телевизору. Имидж, созданный ТВ, не так однозначен и реален, вот что здорово! Мир гораздо более искренний и красивый, чем они это показывают нам.
Даже если судить по результатам такого попсового мероприятия, как «Евровидение», в мире, очевидно, вырос интерес к музыке, которая базируется на народной мелодике. В прошлом году гуцульские пляски Русланы, да и в этом году массу симпатий вызвал коллектив из Молдовы с его этностилем…
Конечно, мы возвращаемся к истокам. Мы все работаем с ними, вся современная музыка основывается на этом. Просто, например, американская
музыка имеет одни истоки, а наша — другие. Поэтому мы так от них отличаемся.
16 ноября, пятница, 19:00
Лиговский пр., 6; 500 м. от ст. метро «Площадь Восстания».
Кассы (ПН — ПТ: 11-20 час.; СБ, ВС: 11-19 час.): 275-1300
Официальная дискография Горана Бреговича (Фонтанка.ру):
«Время Цыган», (Kuduz, Kamarad — PolyGram — Komuna, 1991)
«Сны Аризоны», (Kamarad — PolyGram — Komuna, 1993)
«Музыка из фильмов», (PGP RTS, 1994)
«Королева Марго», (Kamarad — PolyGram — Komuna, 1994)
«Подполье», (Kamarad — PolyGram, 1995)
«P.S.», (Komuna, 1996)
«Эдерлези», (PolyGram, 1998)
«Prwtopsalth – Paradexthka», (1998)
«Warszawa‘99», (1999)
«The Wedding, Funeral & Sezen Aksu», (1999)
«Song Book», (2000)
«Music for Films», (2000)
«Songs and Tales from Wedding and Funerals», (2002)