Покупать машины петербуржцы, как раньше, уже не торопятся.
И если в декабре — начале января в автосалонах выстраивались очереди из покупателей, а машин на всех не хватало, то теперь ситуация кардинально меняется. По подсчетам экспертов, некоторые модели иностранных автомобилей обходятся теперь для российских потребителей на 50-55% дороже, чем раньше. Впрочем, о грядущем снижении интереса покупателей к автомобилям эксперты говорили раньше.
Те, кто хотел приобрести машину и имел на это средства, сделали это до вступления распоряжения в силу. Добавим, что после повышения таможенных пошлин цены на новые иномарки в январе увеличились в среднем на 7,2 процента.
Покрывая издержки
Как пишет «Фонтанка.ру», «официально об изменении ценовой политики заявили два крупных автопроизводителя – шведский Volvo и американский Ford. По данным Volvo, подорожание коснется всего модельного ряда. Причем, в цене укрепятся даже машины, выпущенные в прошлом году – на 9%. Стоимость новых авто, 2009-го года выпуска, поднимется на 12,9%. Концерн отдает себе отчет в том, что, ведя такую политику, он лишится львиной доли покупателей. В феврале компания уже публиковала данные о том, что объем продаж по России у марки упал на 38%. За год ожидается снижение в среднем на 25%.
Удорожание, проанонсированное компанией Ford, возможно, будет менее заметно для рядового покупателя. В частности, самая доступная комплектация Ford Mondeo, который теперь выпускают на конвейере завода “Форд” во Всеволожске, будет стоить 599 тысяч рублей, раньше ее продавали за 582 тысячи рублей.
О повышении цен 1 апреля объявила и японская автокомпания Lexus. В среднем стоимость и без того недешевых автомобилей возрастет еще на 150 долларов. Повышение, как сообщает компания, коснется практически всего модельного ряда: LS 600h, IS 250, ES 350, GS 350 и GS 460, LS 460 и LS 460 L, LX 570. Но только 2009 года выпуска.
О возможном удорожании своих авто с 1 апреля говорили и в компании Nissan. Пока официальных заявлений от представителей автопроизводителя не последовало. Кстати, этот японский производитель повышал стоимость авто буквально полмесяца назад. 16 марта концерн официально объявил об изменении цены автомобилей Micra Note, Tiida, Murano, X-Тrail, Navara, Pathfinder, Patrol на 4-5%.
Машины простаивают. Заводы работают «на склад»
Еженедельный рост цен привел к существенному затовариванию складов у дилеров по всей России, в том числе и Петербурге. И если машины 2008 года, на которые были зафиксированы цены, еще покупают, то пришедшие в начале февраля авто по новым, «потяжелевшим» ценам уже мало кого интересуют. Городские автозаводы работают «на склад», значительно сократилась ежедневная норма по выпуску готовых автомобилей.
Учитывая прогнозы по дальнейшему росту цен, ряд аналитиков склонны считать, что дилерам все же придется пойти на масштабные спецакции по снижению цен уже в середине года (весной-летом), тогда как обычно распродажи происходили в конце года.
Между тем, желание поднять ценник с 1 апреля выражал и “Авто ВАЗ”. Отечественный производитель заявлял, что стоимость Lada должна подняться на 1,5%. Всего же за 2009 год цена вырастет на 9%. Однако пока это решение не одобрено ФАС, служба заинтересовалась политикой автопроизводителя. Сейчас “фасовцы” изучают, не занимает ли “ВАЗ” приоритетное место на рынке в своем классе. В расчет также взяли то, что в феврале компания уже повышала цены на весь модельный ряд в среднем на 2,5%.
Остальные производители вновь менять ценники не настроены. Как рассказали “Фонтанке” в дилерском центре “Лаура”, торгующей автомобилями фирм GM и Subaru, повышение стоимости их автомобилей не запланировано на 1 апреля. Однако подтвердили, что дальнейшее изменение цены в соответствии с курсовыми перепадами вполне возможно.
Валютный дисбаланс
По словам специалистов авторынка, первоапрельское повышение может вызвать удивление у рядовых покупателей. Финансовый рынок сейчас стабилизировался и, казалось бы, повышения должны закончиться. Но не тут-то было. Однако позицию автопроизводителей легко объяснить: немногие из них решились повышать цены резко, в один момент, на ту величину, на которую снизился рубль по отношению к курсам доллара и евро. Средний прирост составил примерно 8-10% в месяц. А поскольку рубль снизился в среднем на 40%, то переписывание ценников не могло не растянуться на длительное время.
Если сравнить, сколько стоили популярные марки автомобилей до кризиса и сейчас, несложно подсчитать, что многие из них подорожали почти на половину. Сильнее всего выросли цены на Hyundai Accent (+55,3%), Lexus RX 350 (+49,62%), Toyota Corolla (+48,69%), Mitsubishi L200 (+34,72%) и Mercedes-Benz C-klasse (+32,88%). В среднем автомобили базовой комплектации стали дороже на 17%, машины с полным комплектом опций стали недоступнее на 20%.
Заметим, что в январе в России было продано 116 тысяч 500 новых автомобилей российской и зарубежной сборки. Это следует из предварительных данных Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), пишет газета «Ведомости». По сравнению с январем 2008 года продажи упали на 33%, а с декабрем 2008 года — и вовсе на 44,5%.