Спикер Госдумы Сергей Нарышкин предложил в обязательном порядке экзаменовать претендентов на государственные должности на знание Конституции РФ. «Фонтанка.ру» проверила степень знакомства с основным законом страны действующих чиновников и депутатов. Выяснилось много любопытного.
Для небольшого устного теста на знание Конституции РФ среди сидельцев Смольного и парламентариев было отобрано 10 вопросов – сложных и не очень. Так, одной из целей опроса стала попытка выяснить, могут ли чиновники и депутаты процитировать первые слова Конституции РФ, знают ли, кто не имеет права избираться и быть избранным и при каких обстоятельствах и кто отрешает от должности президента, а также откуда в стране берется власть.
Одни респонденты демонстрировали прямодушие, другие – изворотливость. Депутатов ЗакСа увлечь тестированием оказалось проще, чем чиновников. Несколько глав комитетов и районных администраций после первого же вопроса, поняв, к чему идет дело, говорили, что они на совещании или важной встрече и освободятся не раньше, чем завершится рабочий день. Депутаты отвечали на вопросы правильнее, а уж если чего и не знали – не подавали виду, а выкручивались с завидной смекалкой. Так, председатель фракции «КПРФ» в Законодательном собрании Владимир Дмитриев заявил, что первых слов Конституции не знает, и это незнание отражает его позицию. И что вообще он, как коммунист, с большей охотой выучил бы наизусть не Конституцию, а «что-нибудь красивое».
«Нарышкин может кого угодно на что угодно экзаменовать, а я как коммунист не согласен с достаточно большой частью, которая заложена сегодня в Конституции РФ, — заявил Владимир Дмитриев. – И учить наизусть документ, из-за которого наша страна находится в полунищем состоянии, я не вижу смысла. Вот если б Нарышкин предложил поэму какую-то выучить, я бы выучил. А Конституция – это наш позор».
Первые слова, с которых начинается преамбула к основному закону, вообще вызвали некоторые затруднения. Председатель комитета по физической культуре и спорту Юрий Авдеев, выслушав вопрос, сказал, что позвонили ему «в очень неудачный момент». «Назвать эти слова я вам могу, но только не сейчас», — сказал Юрий Авдеев и немедленно повесил трубку. Сказался занятым и председатель фракции ЛДПР в ЗакСе Максим Яковлев, но он, в отличие от чиновника, честно признался, что первых слов Конституции назвать не может.
Среди опрошенных чиновников справился с задачей вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи: он правильно ответил практически на все вопросы. Затруднения вызвал только пункт о том, какие российские законы не применяются на территории РФ. Правильный ответ содержится в статье 15 основного закона страны: не применяются законы, не опубликованные официально. И чиновники, и депутаты «сыпались» именно на нем, говоря, что не применяются законы, которые «проповедуют терроризм», «выступают против Российского государства», «ведут к межнациональной розни или заявляют преимущества одной религии над другими».
Среди парламентариев лучшие результаты показал «яблочник» Александр Кобринский, затруднившись с ответом только на вопрос о том, какие законы применять нельзя. Хорошо справилась с задачей и депутат от «Единой России» Елена Рахова, которая до осени 2013 года была заместителем главы Калининского района. «Когда я буду подольше депутатом, я еще больше буду знать, потому что в исполнительных органах власти мы больше работаем на земле, и сложно такие вещи знать», — сказала Елена Рахова.
Оказалось, что чиновники в массе своей не знают, о чем идет речь в 31-й статье Конституции. Так, председатель комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Эльгиз Качаев сказал, что речь в 31-й статье идет об имущественных правах, а после подсказки, что в защиту этих прав каждый месяц 31-го числа протестующие выходят к Гостиному двору, предположил, что они требуют права на свободу идеологии и вероисповедания. Впрочем, он оказался в числе немногих чиновников, кто вспомнил, что источником власти в стране является ее народ.
Заместитель председателя архивного комитета Сергей Соколов сказал, что источники власти в Российской Федерации – «начиная от президента, а еще есть законодательная власть и исполнительная в виде Правительства РФ, законодательная власть — две палаты — Государственная дума и Совет Федерации». Также зампред архивного комитета уверен, что силовики обладают правом на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.
Заместитель председателя комитета по молодежной политике Игорь Слащев, хотя и «плавал» в ходе импровизированного тестирования, но в финале уверенно заявил, что СМИ не должны цитировать его ответы на вопросы, так как это нарушит его конституционные права.
Беспартийный сторонник «Гражданской платформы», депутат ЗакСа Вячеслав Нотяг отвечал на вопросы развернуто и преимущественно правильно. Впрочем, парламентарий «засыпался» на вопросе о том, за что можно лишить человека гражданства РФ. «Много может быть причин, — сказал Вячеслав Нотяг. — За измену Родине, за предательство Родины». На самом деле, лишить гражданства РФ ни за какой проступок нельзя – а вот сменить его по собственному почину гражданин имеет право.
Сложности практически у всех опрошенных вызвал вопрос о том, кто и за что может отрешить от должности президента РФ. Респонденты отмечали, что случай редкий и даже исключительный, и в большинстве случаев говорили, что этот вопрос решает Госдума. На самом же деле «президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда Российской Федерации».
Самым оригинальным оказался заместитель председателя фракции «Справедливая Россия» в ЗакСе Анатолий Кривенченко. На большинство вопросов он ответил правильно, но ошибся в пункте о 31-й статье.
Изобретательность же проявил в вопросе о первых словах Конституции. Депутат заявил, что, конечно же, может назвать первые слова Конституции РФ – но не четыре, как было сформулировано в вопросе, а три. «Конституция Российской Федерации, — уверенно процитировал три слова Анатолий Кривенченко. – Вы же просили первые слова, их я и назвал».
Напомним, что недавно впервые за пять лет поправки в Конституцию РФ внес Владимир Путин. 7 октября 2013 года президент РФ предложил законопроект о поправке к Конституции РФ, которая предусматривает объединение Верховного суда и Высшего арбитражного суда.
Позже депутат Госдумы от «Справедливой России» Елена Мизулина предложила написать в Конституции России, что православие является «основой национальной и культурной самобытности» страны.
Иницитива народной избранницы была отклонена премьер-министром Дмитрием Медведевым.