Как ранее сообщала ГАZЕТА.СПб, после революции уникальная картина
«Христос во гробе» была вывезена в Европу, а в 1930-е годы завещана Адлербергами православному приходу Брюсселя. Однако приход во время ремонта уже в наше время решил продать картину. Тогда ее приобрел выходец из России Александр Певзнер. Установив, что это работа Брюллова, попытался продать ее Русскому музею. При этом, по словам сотрудников ФСБ, скрыл настоящие сведения о картине в таможенной декларации. Полотно арестовали, владельцу предъявили обвинение в контрабанде культурных ценностей.
Кадр 100TВ
Уже несколько лет шедевр хранится в Государственном Русском музее как вещественное доказательство. Однако спустя годы, в минувшую пятницу обвиняемый в нарушении таможенных правил ее владелец Александр Певзнер подал кассационную жалобу на отказ вернуть принадлежащий ему шедевр.
Как пишет «Коммерсант», версии о том, как владелец обретенного шедевра собирался им распорядиться, оказались поводом для его уголовного преследования. ФСБ был установлен факт перемещения через границу незадекларированной культурной ценности с целью ее продажи ГРМ за $400 тыс.
Фото: vokrugsveta.ru
Певзнер при обыске доказал, что оформил на таможне «временный ввоз» (такой режим, в отличие от «постоянного», не только освобождал владельца картины от пошлины, но и разрешал вывозить обратно), настаивая, что намеревался провести в музее экспертизу и отреставрировать полотно. Вскоре после этого расследование из-за отсутствия в стране обвиняемого (что не мешает следователям общаться с ним по телефону) было приостановлено. Однако картина, красочный слой которой уже начал «выпорашиваться», о чем ГРМ писал в ФСБ еще в 2005-м, права на реставрацию лишена и уже восьмой год отбывает срок.
Адвокаты господина Певзнера утверждают, что выдвинутое против него обвинение абсурдно: в случае продажи картины их подзащитный по закону имел возможность поменять режим временного ввоза на постоянный, уплатив пошлину.
Коллекционер, по его словам, думал сэкономить: реставрация в Германии обошлась бы ему намного дороже, чем в ГРМ. Поэтому он не хотел портить отношения с сотрудниками музея и, как это часто бывает с частными коллекционерами, водил их за нос, говоря о возможной продаже. В итоге Певзнер попал под следствие, а хранители музея превратились в надзирателей. Но даже в последнем случае права на конфискацию у правоохранительных органов нет. Этот шанс, ради которого шедевр, возможно, и был «арестован», законодатель исключил спустя год после возбуждения дела.
Однако ФСБ отказала господину Певзнеру без объяснений, не раскрыв своих мотивов даже в зале суда. Судья Анжелика Морозова частично удовлетворила жалобу, признав упорство следствия «необоснованным». В судьбе картины и ее владельца это ничего не меняет, а вот ФСБ придется устранять нарушение. Следователь Владимир Краевский сообщил «Ъ», что сделает это «незамедлительно». Неофициально в его ведомстве обещают, что отказ будет повторен.
Тем не менее можно ожидать, что для продления уголовного дела и ареста картины ведомство хотя бы приоткроет мотивы своих действий, о которых до сих пор можно было только догадываться. Кто навел ФСБ на картину Брюллова — сам музей или какой-нибудь конкурент Певзнера — и было ли заинтересовано в получении полотна какое-нибудь из высокопоставленных государственных собраний кроме ГРМ, до сих пор неизвестно. Сам обвиняемый утверждает, что следователи предлагали ему закрыть дело, если он согласится продать или оставить картину ГРМ. А его адвокат Анна Ставицкая в интервью «Эху Москвы» сравнила поведение госорганов с «рейдерством». Пока что признанная историко-культурной сенсацией картина Брюллова остается заложницей, спрятанной в запасниках музея и от вероятного владельца, и от зрителей.