23 апреля в корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка «Собрание княгини М.К.Тенишевой», организованная к 110-летию Русского музея. Экспозиция включает 100 экспонатов из коллекции известной меценатки Марии Клавдиевны Тенишевой, принадлежащей Русскому музею, сообщает сайт Федерального агенства по культуре и кинематографии.
С коллекции М.К. Тенишевой практически начинался Русский музей. Известный меценат и коллекционер, деятель русской культуры и искусства, она первой подарила вновь образованному Русскому музею в 1898 году значительную часть своей коллекции. На выставке будет представлено более 100 рисунков и акварелей известных мастеров – А. Егорова, О. Кипренского, И. Крамского, И. Репина, В. Серова, П. Соколова, И. Шишкина, А. Саврасова, передает ИМА-пресс. Будут показаны знаменитые крупноформатные живописные произведения «Корабельная роща», «Рожь», «Утро в сосновом лесу», а также великолепные этюды, рисунки, офорты, позволяющие раскрыть творчество знаменитого художника с малоизвестной стороны. Значительная часть графического наследия мастера никогда ранее не экспонировалась.
И.Репин.Портрет М.К.Тенишевой К.П.Брюллов. Сон монашенки
Мария Клавдиевна Тенишева (20 мая 1858 года), происходила из столичных дворян. Своим отцом она считала Морица Петровича фон Дезена, в доме которого прошло её детство. Только в 16-летнем возрасте, при вступлении в брак, она узнала, что на самом деле она — Мария Клавдиевна Пятковская. После окончания частной гимназии М.Спешневой она была выдана замуж за правоведа Рафаила Николаевича Николаева, но брак оказался неудачным.
В 1881 году, забрав дочь, она уехала в Париж учиться пению, так как обладала незаурядными вокальными способностями и могла бы сделать прекрасную артистическую карьеру. Занимаясь в студии известного педагога Матильды Маркези, она в то же время брала уроки рисования и живописи, знакомилась с музеями, посещала антикварные салоны. На лето Мария Клавдиевна возвращалась в Россию и гостила в имении Талашкино, принадлежавшем ее подруге детства княгине Екатерине Святополк-Четвертинской («Киту»). Их очень разные натуры имели сходство в том, что обе стремились к созиданию, исполнению нравственного долга богатого человека перед бедными, обе хотели быть полезными людям. В Талашкино они организовали «школу грамоты» для местных крестьян. Особенный размах их деятельность приобрела после того, как в 1892 году Мария Клавдиевна стала женой крупнейшего промышленника, ученого-этнографа и музыкально образованного человека — князя Вячеслава Николаевича Тенишева. Это позволило княгине реализовать себя в качестве просветительницы и меценатки. Она открыла училище ремесленных учеников и несколько школ под Брянском, где находился рельсопрокатный завод, одним из директоров которого был Тенишев. Познакомившись с И.Е.Репиным, она по его совету учредила в Петербурге и Смоленске художественные студии для подготовки в Академию художеств, где занятия вели Репин и его ученики.
Одной из важных областей деятельности Тенишевой было создание коллекции акварели и рисунка русских и европейских художников. Свою задачу она видела в том, чтобы представить историю развития этого вида искусства как можно полнее и затем передать свои сокровища в государственное хранилище. В качестве помощника и консультанта она пригласила Александра Бенуа. Когда стало известно об основании Русского музея, она принесла ему в дар свою коллекцию, из которой в силу своей специфики, музей принял только русскую часть.
И. Шишкин. Корабельная роща
И. Шишкин. Рожь