Торжества по случаю юбилея писателя в Петербурге начались у дома, где с 1946 по 1962 год он и жил. Произносили пламенные речи, возлагали цветы. А корреспондент газеты «Комсомольская правда» разговорился со вдовой писателя, Антониной Ильиничной.
— Как Валентин Исаевич расстался с Петербургом? Скучал ли он?
— Этот город много значил для Валентина Савича. Мы с ним познакомились уже в Риге — я ему искала материалы для книги, посвященной Карлу XII. Он как будто грезил Петербургом. И все время мечтал вернуться…
— А какие места чаще вспоминал Пикуль?
— Ну, пожалуй, Петропавловку — именно здесь начинался его Петербург. Конечно, любил и свои родные места — дом на 4-й Красноармейской.
Антонина Ильинична вспоминает, что хоть в буквальном смысле и не помогала мужу в работе, но была все время рядом.
— Искала нужные источники, когда нужно, переводила с немецкого, была его первым критиком, а когда у мужа стало плохо со зрением — вычитывала его работы.
Увы, но объявленный некоторое время назад перевод архива Пикуля — а это тысячи томов — не состоялся. Как говорит Антонина Ильинична, вряд ли состоится и перенос праха писателя.
— Чтобы перезахоронить, то я тоже должна поехать вслед, а жить здесь негде, а надо перевезти и весь архив, с которым я еще продолжаю работать. Но место для него так и не утверждено…
Впрочем, Антонина Пикуль не оставляет надежды, что место для архива все же будет найдено. Возможно, будет найдено место и для его праха. Ну а пока в Петербурге, да и во всей России, остается память о писателе и его книги.
Фото: Тимур Ханов, «Комсомольская правда»
А торжества по случаю юбилея писателя прошли в Петербурге ярко. После возложения цветов у мемориальной доски на доме, где жил писатель, гости направились в администрацию Адмиралтейского района на чаепитие. Позже, в Государственной академической капелле прошел торжественный вечер «Честь имею!», посвященный памяти юбиляра. Выступил оркестр Ленинградской военно-морской базы с программой, созвучной творчеству Пикуля.
КСТАТИ, в юбилейных торжествах также приняли участие делегация из Риги, Хельсинки, Токио, Праги и других городов, где переиздают его книги. А книг немало. За годы творческой жизни из печати вышло более полумиллиарда экземпляров, а также экранизации и спектакли. И последнее, завтра страна отметит более роковую дату — 16 июля 1990 года Валентина Пикуля не стало.
СПРАВКА: пять классов образования, но этот пробел он превратил в свой козырь — однобокая школьная история прошла стороной, не успев обернуться стереотипами. В четырнадцать Пикуль убежал на фронт. Эсминец «Грозный», Северный флот, школа соловецких юнг — все это войдет в его дебютный роман «Курс на солнце», который так и не опубликует даже опальный послевоенный «Ленинград». Но слава повернется к Пикулю вместе с «Океанским патрулем». Это оттуда — из опасных конвоев — его упорство и смелость по многу раз начинать с нуля, сообщает канал «Вести».
Его талант чуть не встал на якорь. Морская тема была исчерпана, но Пикуль открыл для себя историю. Потом критика будет ругать его за исторические неточности, а он в квартирке на чердаке соберет целый архив с картотекой даже на второстепенных героев. В 79-м уже отпечатанные номера «Современника» с его романом «У последней черты» о Распутине стали изымать из библиотек. Страну убеждали — Пикуль графоман. Страна отвечала рекордами по сдаче макулатуры. «Пером и шпагой», как «Баязет», как «Битву железных канцлеров» сложно было достать даже на задворках тогдашней империи. Он работал по тридцать часу подряд, каждую написанную фразу повторяя и проверяя на слух.
«Я вошла и говорю: ты что каторжник? А он отвечает: да, я действительно каторжник, но я не катаю тачки по Сахалину, у меня сладкая каторга, я сижу за своим рабочим столом и у меня такой же каторжный труд», — вспоминает Антонина Пикуль, вдова Валентина Пикуля.
Полмиллиарда вышедших из печати экземпляров, экранизации и спектакли — все это итоги той сладкой каторги. «Я заполняю собой дыру», — написал как-то сам Пикуль. Черной она не стала даже после его ухода. Восемнадцать лет его звезда посылает свет всем, кто его ждет.
РЕПОРТАЖ НТВ