Как подчеркнули в пресс-службе, «Король Рогер» — это совместная постановка Мариинского театра и Вроцлавской оперы (Польша).
Российская премьера оперы под управлением Валерия Гергиева пройдет в постановке режиссера из Варшавы Мариуша Трелинского, полюбившегося российской публике после первой его работы в Мариинке — «Мадам Баттерфлай» Пуччини — в тандеме с художником-постановщиком Борисом Кудличкой, сообщили Санкт-Петербург.ру в пресс-службе Мариинского театра.
«Король Рогер» — необычное и яркое произведение. Согласно авторским указаниям, действие оперы происходит на Сицилии и отнесено к мифологическому XII столетию. Для Шимановского, побывавшего на Сицилии в канун Первой мировой войны, этот край стал воплощением средиземноморской культуры с ее переплетением европейских, византийских и арабских влияний. Свое увлечение Средиземноморьем композитор разделил с двоюродным братом — Ярославом Ивашкевичем, либреттистом «Короля Рогера» и в дальнейшем знаменитым польским писателем. Три действия оперы решены в различном ключе и носят названия «византийского», «восточного» и «античного», рассказали в пресс-службе.
Пожалуй, по достоинству опера была оценена лишь во второй половине XX столетия. Дионисийская стихия, принесенная в страну короля Рогера таинственным Пастухом, овладела миром. Постановщики интерпретировали «Короля Рогера» и как картину молодежного бунта 1960-х, и как иносказательный портрет тоталитарных сект: в американской постановке 1980-х годов Пастуху были приданы черты проповедника Джима Джонса, чьи адепты из секты «Народный храм» в 1978 г. совершили массовое самоубийство в Гайане.
В премьере примут участие: Анджей Доббер, Эдем Умеров, Эльжбета Шмытка, Татьяна Павловская, Ирина Васильева, Сергей Семишкур, Юрий Алексеев, Василий Горшков, Павло Толстой, Сергей Скороходов, Александр Тимченко и другие.
25 и 27 августа спектакль под управлением Валерия Гергиева будет представлен на престижнейшем театральном фестивале мира — Эдинбургском фестивале.
KРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРЫ (www.mariinsky.ru):
АКТ I
(«Византийский»)
Во время мессы в кафедральном соборе города Палермо Пастух встречается с королем Рогером и его свитой. Несмотря на призывы Архиепископа покарать Пастуха как еретика, Роксана, жена Рогера, просит короля не убивать его. Рогер приказывает юному Пастуху прибыть в королевский дворец ночью, где он расскажет о себе и своей вере, и тогда король вынесет свой приговор.
АКТ II
(«Восточный», представляющий Индию и Ближний Восток)
Как было приказано, Пастух приходит к воротам дворца. Роксана поет чарующую песню, которая является явным ответом Пастуху, из-за чего Рогер приходит в бешенство. Вошедший Пастух подробно описывает свою веру, и скоро уже весь двор присоединяется к его танцу экстаза. Рогер пытается задержать Пастуха, но тот с легкостью освобождается и покидает дворец почти со всеми собравшимися. Остается лишь король и его арабский советник Эдриси. Принимается решение, что Рогер пойдет к пастуху.
АКТ III
(«Греко-Римский»)
В древнегреческом храме Король Рогер и Эдриси встречают Роксану, которая сообщает своему мужу, что лишь одному Пастуху под силу освободить его от собственного страха и ревности. Зажигается огонь, и последователи Пастуха заново начинают свой танец, в то время как сам Пастух превращается в бога Диониса. Когда танец заканчивается и все участники покидают сцену, остается Рогер, преображенный произошедшим событием. Он поет гимн счастья восходящему утреннему солнцу.