Огромный экран транслировал эпические ракурсы музыкантов, и по их крупным планам было ясно, что они не сфальшивили ни разу не только в партиях, но и внутри себя. Это мясо в динамиках — это и есть их предназначение, и они, потные с первой песни, обеспечивают им весь мир с лихвой. В особенности, конечно, вызывает восхищение датчанин Ларс Ульрих, человек, который на протяжении двух с лишним часов составляет единый механизм с барабанной установкой, пишет «Коммерсант». Неясно, как он не сходит с ума от всех этих смен ритма, от стремительных ускорений и сложных синкоп, как находит силы выбегать на авансцену, строить гримасы техникам и, что самое невероятное, отыскивать место и для импровизаций.
«Death Magnetic» — так называется девятый студийный альбом Metallica, выход которого назначен на сентябрь. Для его продвижения музыканты создали специальный сайт «Mission: Metallica», однако новых песен в нынешнем туре они принципиально не исполняют. Причина: все, что звучит на концертах, немедленно появляется во всемирной паутине. Metallica даже несколько старомодна в своей борьбе с интернетом. Победа, одержанная группой в начале десятилетия над файлообменным сервисом Napster, обернулась пшиком. Теперь, в 2008-м, рок-группы сами выкладывают песни и целые альбомы для бесплатного скачивания. А Metallica все еще пытается держать все под контролем, и не дай бог хоть одна новая нота просочится на широкий простор сети. Впрочем, им есть что беречь. «Death Magnetic», возможно, самый ожидаемый диск этого года. Это первый альбом, который Metallica записала после провального «St. Anger», первый с новым бас-гитаристом Робертом Трухильо и первый спродюсированный не многолетним компаньоном группы Бобом Роком, а студийным гуру Риком Рубином.
Впрочем, программа прозрачно намекала на то, каким будет звук нового альбома. Если суммировать все сведения, которые так или иначе просачивались в прессу, «Death Magnetic» будет сориентирован на саунд ранней Metallica, на 1980-е. Сет-лист основной части выступления группы в СКК состоял из классики 1980-х годов, исключение составили только номера «The Unforgiven», «Nothing Else Matters», «Sad But True» и «Enter Sandman» из самого популярного альбома Metallica — «Черного альбома» 1991 года. Бис музыканты начали с кавер-версии песни группы The Misfits «Last Caress», а затем сыграли две вещи из альбома «Kill `Em All» (1983) — «Motorbreath» и «Seek And Destroy». Если год назад Metallica позволила себе в «Лужниках» спеть целых три вещи, написанные после 1991 года, то в Санкт-Петербурге группа просто выдала свой «Ветхий Завет». Все, что нужно знать о тяжелом роке, было в этих 18 песнях.
«Между нами языковой барьер, но, я уверен, мы все говорим на языке Metallica», «Санкт-Петербург, добро пожаловать в семью Metallica», «Кто из вас на Metallica в первый раз?», «А кто во второй?», «А в третий?», «Москва, вы здесь?» — короткими фразами фронтмен Джеймс Хетфилд давал понять, что прекрасно ориентируется в местных реалиях. Конечно же, он помнит выступление Metallica перед 300-тысячной толпой в Тушине в 1991 году. Конечно, он понимает, что в зале много фанов из Москвы. Конечно, ему не наплевать, где сейчас группа и кто конкретно ее слушает.
Звук в СКК был хуже, чем в «Лужниках», но атмосфера гораздо приятнее, и музыканты, похоже, чувствовали это. Человеку, который наблюдал бессмысленные маневры ОМОНа на московском концерте Metallica годичной давности, трудно понять, как 20-тысячная арена СКК может удержать порядок лишь силами профессиональных концертных секьюрити. Как ни смешно, но труднее всего удержаться на ногах было девушкам, по всей видимости, не слишком закаленным концертами монстров рока.
Бас-гитарист Metallica РОБ ТРУХИЛЬО рассказал о новом альбоме.
— Правда ли, что в «Death Magnetic» десять песен?
— Да.
— И он длится 75 минут?
— Может быть, даже больше. Да, мы записали длинные песни. И весь альбом, от начала до конца, единое полотно.
— Песни с «Черного альбома» 1991 года до сих пор прекрасно крутятся на самых разных станциях. Что бы вы сказали, если бы на моем месте сейчас сидел программный директор какой-нибудь мейнстримовой FM-станции и спросил: «Роб, на новом альбоме есть что-нибудь для меня?»
— Я бы сказал: «Пойди в магазин, купи себе что-нибудь из Boys II Men или New Kids On The Block». Мы никак себя не ограничивали, хотя радиостанции, конечно, могут сделать для эфира укороченные версии. Мы не старались никому угодить, но я уверен, что на «Death Magnetic» каждый может найти себе что-то по душе. Решать будут не радиобоссы, решать будут люди. Я расскажу вам, как рождались эти песни. В турне у нас есть специальная изолированная комната, где мы собираемся непосредственно перед выходом на сцену, подключаем наши инструменты, настраиваемся, разогреваемся. Во время этой подготовительной сессии мы не только играем пару песен из сет-листа, там рождаются и новые идеи. И мы тут же все записываем. И теперь представьте себе: проходит два года турне, и у нас на руках оказывается 60 часов записанных идей. С этими CD мы приходим в студию делать новые песни. В одной вещи в итоге могут соседствовать элементы, родившиеся два года назад и пять лет назад. И получается, что пара новых вещей, которые мы пробовали играть на сцене два года назад, теперь превратились во что-то совсем другое. Песни с «St. Anger» создавались в студии, песни «Death Magnetic» появлялись на свет в ситуации тура, мы все их сыграли по много раз в этой нашей комнате настройки. Вот почему мы в них так верим.
— «Death Magnetic» — ваш первый альбом в составе Metallica. В чем был ваш персональный вклад?
— Песни мы писали вместе, но в процессе записи Кирк (Хэмметт, гитарист.— «Ъ») уехал на Гавайи, к новорожденному ребенку, и мне пришлось быть посредником между двумя мозговыми центрами группы — Джеймсом Хетфилдом и Ларсом Ульрихом. Магия Metallica возникает во взаимодействии этих двоих, и им порой не так просто договориться. К тому же я очень увлекся гитарой фламенко, показал пару штук в студии, они ухватились за это. Metallica очень открыта для новых идей.
— Почему для этого альбома был так важен продюсер Рик Рубин?
— Он конкретно вправил нам мозги. Он нашел правильные слова: «А ну представьте себе, что на дворе 1981 год. О чем вы думаете? Что слушаете? Каков ваш подход к песням?» Отсюда дух Metallica старой школы в новом альбоме. Но это и мы сегодняшние! Он вытащил это из нас. Рик Рубин не технический работник и даже не музыкант, он «песенный доктор». То, что нужно Metallica с ее бесконечным числом идей.
ЖЖ-юзеры комментируют концерт:
Это было архикруто!
Возражения не принимаются.
П.С. Кажется я полуоглохла и сорвала голос:)
Наконец в 21:30 послышалась мелодия «The Ecstasy of Love» и на сцене появились ОНИ. Невозможно передать что чувствовал каждый, кто там был. Леса поднятых рук, свист, крики, и прочие вопли радости разносились по всему залу. И тут началась «Creeping Death». Дальше начался такой трэш-драйв, что описать его у меня не получится, ибо не смогу подобрать верные слова 🙂 Честно говоря, Creeping Death и Ride the Lightning задали настроение на весь концерт, уж очень классно Metallica их исполнила. Вообще все песни было приятно слушать, но эти 2 мне особенно запомнились именно своей энергетикой, а может из-за того, что они были поданы натощак после остойной down.
И я хочу вам сказать, что у этих дедов сил еще ого-го-го сколько!!!! Дали они жару капитально! Да даже только ради Nothing else matters живьем туда надо было сходить! вообщем те кто не был — кусайте логти! А лично я буду еще внукам рассказывать, какие крутые перцы они и как круто выступили!