Корреспондент «Комсомольской правды» побеседовал на эту тему с ведущим специалистом биолого-почвенного факультета Санкт-Петербургского государственного университета, к. б. н. Андреем Глотовым и аспирантом кафедры спортивной медицины Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика Павлова, врачом городского врачебно-физкультурного диспансера Павлом Дудкиным.
— Складывается впечатление, что громкие победы без применения медицинских препаратов стали уже невозможны… Это так?
А. Г.: — Многие спортсмены употребляют различные препараты, но они ничего общего с допингом не имеют. Как правило, это витаминно-минеральные комплексы. Допингом же могут считаться только те субстанции и методы, которые входят в список запрещенных ВАДА (Всемирное антидопинговое агентство. — Прим. авт.). Остальные средства называть допингом нельзя.
— Но ни одна Олимпиада не обходится без скандалов. Значит, спортсмены все-таки стимуляторы употребляют?
— Нам кажется, что такой резонанс возникает вследствие того, что к Олимпиаде приковано внимание всего мира. Но практика показывает, что на допинге чаще попадаются спортсмены, мало известные широкому кругу любителей спорта, нежели атлеты топ-уровня. Они не только не хотят рисковать своим здоровьем, но еще и очень хорошо образованы по части медицины. Ведь они получают баснословные гонорары и вряд ли из-за сомнительной таблетки захотят рисковать карьерой или терять в деньгах. Сегодня проблема допинга все больше смещается в сторону юношеского спорта, где молодые спортсмены не так подкованы, как профессионалы.
— Каковы последствия применения допинга?
А. Г.: — Чаще всего — это эндокринные расстройства, заболевания сердечно-сосудистой системы и даже онкологические заболевания. Все зависит от конкретного препарата.
— Сейчас появилась опасность нового вида допинга — генного. Что это такое?
П. Д.: — Это альтернатива химическому допингу. В нем используются генетические технологии, позволяющие воздействовать на определенные участки генома спортсмена или даже ввести новый ген в организм атлета, отвечающий за функцию какого-либо белка, фермента. А уже они в свою очередь могут усиливать функцию той или иной системы: нарастить мышечную массу, улучшить работу системы дыхания, увеличить активность нервной или сердечно-сосудистой системы и т. д.
— Каков способ проникновения его в организм?
П. Д.: — Большинство специалистов склоняются к тому, что наиболее эффективны генетические конструкции на основе вирусов, которые проникают в организм традиционным воздушно-капельным путем либо через кожу. Из вируса убирают часть его генома, отвечающую за болезнетворность, далее в него «вставляется» нужная конструкция ДНК. Модифицированный таким образом вирус «загоняют» в организм спортсмена, например, при помощи простого чихания. Внутри организма вирус «встраивается» в геном человека.
— Сколько времени допинг находится в организме человека?
П. Д.: — В среднем такие конструкции живут около двух недель. А вот частота использования этих методов пока не известна.
— А как его обнаружить?
П. Д.: — Сегодня это сделать практически невозможно. Во всяком случае универсальных способов обнаружения, таких как с химическим допингом, не существует. Медики сегодня лишь ищут способы, как его «выловить». Но прогресс не стоит на месте. Мы в Петербурге предлагаем метод прямой детекции, когда проверяется непосредственно либо последовательность вирусного генома, либо последовательность того фрагмента или гена, который переносится. А лучше — проанализировать обе последовательности. Тогда мы точно сможем сказать, что перенос гена был, а также назвать продукт.
— Использование генного допинга — удовольствие дорогое?
П. Д.: — Только клинические испытания обходятся в миллионы долларов. А разработка новых методов — еще дороже.
Цифры
— около 10 000 наименований содержит официальный список запрещенных препаратов ВАДА.
— 4500 проб на допинг будет взято у спортсменов во время Олимпиады в Пекине.
— 24 спортсмена попались на применении допинга во время последних летних Олимпийских игр в Афинах в 2004 году.
Считается, что чаще других спортсменов допинг применяют велосипедисты, бейсболисты и легкоатлеты. Во втором эшелоне следуют футболисты, тяжелоатлеты и гребцы.