С одной стороны, очевидно, что фантазия Экзюпери о мальчике, путешествующем сквозь космос, и летчике, потерпевшем аварию в пустыне, — это философский диалог взрослого со своим детством о смысле бытия. С другой стороны, с момента написания «Маленького принца» детский театр пытается освоить текст как типичную детскую сказку, борясь с философским содержанием всеми возможными способами, пишет автор «Афиши».
Главный режиссер Большого театра кукол Руслан Кудашов сделал ставку на зрелищность: там, где текст нелегок, детишек гипнотизируют картинками. Маленький принц в постановке Руслана Кудашова — щекастая куколка с глазами-блюдцами — похож на трехгодовалого пупса и не имеет ничего общего с той хрупкой аристократичной фигуркой подростка, которую рисовал на полях книги автор. В результате дошколята оказываются более терпеливыми зрителями, чем школьники: последним совершенно не с кем себя идентифицировать.
Зато у многих взрослых, возможно, найдется общая проблема с мужчиной средних лет, что сидит за мольбертом на фоне льняного занавеса и раскрашивает картинку: детская комната, в которой среди игрушек разместились Роза и Лис. Перекрикивая нарастающий рев турбин, мужчина в летном комбинезоне жалуется на взрослых, отбивших в нем охоту рисовать. Летчик в исполнении тюзовского артиста Радика Галиуллина — это неврастеник с подергивающимися скулами, из тех, что проживают не свою жизнь: изменив призванию художника (в самом широком смысле), становятся служащими самых разных профессий (армейская — частный случай). Однако когда в рассказах принца появляются герои его детских грез, летчик постепенно целиком отдается терапевтической игре: путешествует по планетам и с помощью тантамаресок перевоплощается то в абсолютного монарха, то в честолюбца, то в пьяницу и далее по списку Экзюпери — проживая все возможные «взрослые» судьбы, список которых оказывается более чем ограниченным.
Отправившись с детьми на этот спектакль, отвечать на их вопросы, разумеется, придется. Но будут на сцене и такие образы, которые детей порадуют даже больше, чем взрослых. Непременно стоит увидеть, как ростки баобабов — руки в белых перчатках — прорастают сквозь планету размером с блюдце. Или как кукла Принц, отправляясь в последний полет, надевает свой шлем — миниатюрную копию шлема летчика. Или как у куклы Лиса блестят, не высыхая, всамделишные слезы при расставании с мальчиком. Или как в финале летчик залезает на высоченную стремянку и заменяет одну из верхних картин настоящим окошком со звездным небосводом — и оно мерцает так же волшебно и многозначительно, как должно мерцать небо в рождественских мистериях.
Создатели спектакля – постановщик и автор сценария Руслан Кудашов, художники – Андрей Запорожский и Алевтина Торик, Владимир Бычковский (музыкальное оформление) и актеры с любовью и трепетом входят в мир удивительных образов, оставленных Антуаном де Сент Экзюпери людям, и верят, что билет в детство, предлагаемый ими выросшими детям, и детям, вступающим в жизнь, окажется пропуском в страну, откуда мы все вышли, и которая, к счастью существует, пока существует мир, пишет сайт Большого театра кукол.
24, 25 ноября в 12.00 и в 16.00
Большой театр кукол
ул. Некрасова 10
272-82-15; 273-66-72