Днем рождения вокального квартета принято считать октябрь 1972 года. С самых первых шагов на сцене группа пользовалась огромным вниманием и уважением среди поклонников вокального джаза. Экспрессивные шоу Manhattan Transfer в нью-йоркских клубах «Reno Sweeny» и «Kansas City» породили первую волну фанатизма, явно грозившую перерасти в культ, пишет www.aktivist.ru.
Изданная в 1975 году их первая пластинка «Manhattan Transfer», тепло принятая джазовой коммуной Америки и Европы, недвусмысленно заявляла о рождении новых звезд. Инструментальную поддержку вокалистов в студии осуществляли многочисленные джазовые музыканты, в том числе Zoot Sims, Randy Brecker, Jon Faddis и Mel Davis. Представленные на альбоме вокальные кавер-версии «Java Jive» и «Tuxedo Junction», равно как и агрессивный госпел-хит «Operator», отметившийся на 22 строке американского рейтинга, знаменовали возвращение на большую сцену жанра вокализа, пребывавшего в полудреме с середины 60-х.
Обсуждать собственно музыкальные достоинства Manhattan Transfer даже как-то неловко, считает автор «Коммерсант-Weekend». Можно было бы назвать их образцом джазового ансамблевого пения — если бы они были только джазменами. Можно было бы подумать, что они создали целую эпоху,- если бы они на самом деле, наоборот, не вторили ей, не реагировали практически на все, что происходило в музыке.
С самого начала они хотели спеть все, что можно спеть. Первый альбом (на лейбле Atlantic) был составлен в основном из перепевов вокальных и даже чисто инструментальных композиций эпохи Глена Миллера. До 1975 года, когда он вышел, Manhattan Transfer пробавлялись по модным, лучшим, но все-таки кабаре. После они смогли оторваться от поденщины, съездили на гастроли в Европу, вкусили славы и свободы, перешли к настоящему актуальному джазу — но и ремесло развлечения, entertainment, совсем не забросили. В 1979 году они взяли да и спели вдруг «Birdland», гимн чисто инструментального джаз-рока. Дальше были ду-воп, r`n`b, поп, мамбо, карибская и даже бразильская музыка. Все это они отражали как зеркало — не кривое, а, наоборот, выпрямляющее и оздоравливающее.
Если вдруг найдется кто-то, кто никогда не слушал Manhattan Transfer, пусть начнет с альбома «Vocalese». Тут и аранжировка «Another Night in Tunisia» Бобби Макферрина, и Диззи Гиллеспи на трубе, и Филли Джо Джонс на ударных, оркестр Каунта Бейси. Альбом продолжил забаву с «Birdland», когда популярные инструментальные композиции подтекстовываются до последней шестнадцатой (эта практика и называется vocalese). Проникнувшись величием «Vocalese», можно переходить к «Extensions», «Brazil» или «The Offbeat of Avenues», где в джазово-вокальном ключе переосмысляются рэп и хип-хоп.
Manhattan Transfer понимали, что есть только один способ не утратить свой собственный неповторимый стиль. Ведь полно сессионных команд, которые по роду деятельности вынуждены копировать и перепевать все, на что продюсер укажет. И навалом других команд, которые по велению сердца, а не продюсера всю жизнь поют джаз сороковых годов. От всех них MT отличается тем, что буквально на пальцах объясняют публике, о чем речь и вообще что они хотят сказать. Если весело, скачут по сцене, если грустно, ползают. Этот сурдоперевод отдаляет их версии от оригиналов и одновременно приближает к публике. Есть у них и более узкоспециальные достоинства, например прекрасная дикция — как ни странно, большая редкость в вокальном джазовом мире.
В свои шестьдесят они сохранили прекрасную физическую форму. И явно получают удовольствие от пребывания на сцене. Буквально не переводя дыхания, они играют стилями и жанрами. Сколько номеров в концерте, столько и превращений. Они разве что не переодеваются по ходу концерта. Они все-все умеют и не устают это показывать это всему миру. Они вообще уже тридцать лет главные по своей части. Эта вот «своя часть» ведь и заключается в умении в тысячу первый раз сказать по-новому уже тысячу раз сказанное.
БКЗ «Октябрьский», 27 ноября, 19.00