Здесь пилят, сверлят и очищают от ржавчины 15 тысяч золотых екатерининских времен. Или 25 миллионов 600 тысяч современных рублей. Именно во столько обошлось восстановление одного из Китайских мостов в Александровском парке. Каждой детали — своя шлифмашина, передает телеканал 100ТВ.
Сначала мосты, построенные в 1781 году, были деревянными. Кровля, расписанная словно рыбная чешуя, и позолоченные флюгеры канули в лету, когда три года спустя мосты заменили на металлические, сделанные на Сестрорецком оружейном заводе. Только благодаря металлу они и дотянули до наших дней.
Ирина Степаненко, старший научный сотрудник ГМЗ «Царское село»:
«Мосты уже представляли опасность, по ним даже нельзя было ходить, ездить. Их просто огородили. В последнее время ухитрялись по ним проводить транспорт. Очень много утрат. Крупнейшая реставрация была произведена еще до революции, и затем мосты дошли до войны без изменений. Производились поддерживающие ремонты, но полной реставрации не было выполнено. В конце 80-х, в начале 90-х начали готовить проект реставрации. Если бы их тогда провели, они бы вылились в гораздо меньшую сумму».
Пока полностью разобрали только один мост. Второй все еще ждет своей очереди, только самые важные элементы временно вывезли на склад. С этого моста лучше всего видно, как латают его собрата. Кладка устоев моста разрушена, гранитная облицовка вывезена в мастерские. Как только реставраторы дадут добро, его тут же соберут.
Наталья Кудрявцева, главный архитектор ГМЗ «Царское село»:
«И после этого приступят к отреставрированным в мастерской перильным ограждениям и художественным декоративным порталам в китайском стиле. Предусмотрено восстановление декоративной живописи — фигуры китайцев и дельфины. Предусмотрено восстановление декоративных элементов, полихромная окраска».
Следующий после мостов претендент на обновление — Китайский театр.
РЕПОРТАЖ 100ТВ
СПРАВКА: Большой китайский мост построен в 1785 году по проекту архитектора Ч. Камерона. Расположен со стороны центральных ворот в Александровский сад со стороны парадного плаца Екатерининского дворца. Мост выполнен из розового гранита, парапет оформлен в виде больших каменных ваз со свисающими переплетёнными ветвями красных кораллов (выкованных из железа). Ранее, Большой китайский мост был украшен ещё каменными (известняковыми) фигурами четырёх китайцев сидящих на постаментах. Во второй половине XIX века окончательно обветшавшие фигуры были заменены на раскрашенные цинковые. Работы проводились под наблюдением придворного архитектора Ипполита Монигетти. Во время Великой Отечественной войны скульптуры моста погибли.
Малые (или Железные) Китайские мосты переброшены через Крестовый канал на Тройной аллее. Эти два моста были изготовлены по проекту Ч. Камерона на Сестрорецком заводе и построены в 1782-1788 гг. Оба моста чугунные однопролетные, близкие по композиции и отличаются только отдельными деталями.
Источник — www.peterlife.ru