Пятница, 28 марта 2025
$83.83 €90.54 ¥11.5
8.4 C
Санкт-Петербург

100 памятников культуры и искусства оказались под угрозой сноса

Из списка вновь выявленных памятников культуры и искусства в скором времени может быть выведено еще порядка 100 объектов. Такая информация появилась еще в начале осени текущего года. Поначалу не было ясно, сколько именно адресов в нем фигурирует. В одном из интервью председатель КГИОП Вера Дементьева обмолвилась, что вновь выявленных памятников останется никак не меньше двух тысяч. Учитывая, что на данный момент в городе их насчитывается около двух с половиной тысяч, многие сделали вывод о том, что на рассмотрение дальнейшей судьбы приготовлено порядка пятисот объектов.

На данный момент еще неясно, какова будет дальнейшая судьба этих домов. Однако опыт прежних лет дает основания полагать, что она окажется неутешительной, пишет Горзаказ.орг.

Объекты, появившиеся в этом новом списке, который пока еще находится на рассмотрении Совета по культуре, являются выдающимися памятниками.  80 процентов из названных домов действительно не могут претендовать на статус охраняемого объекта культуры. Однако после того, как они покинут список вновь выявленных объектов культурного наследия, охраняться они будут только Правилами застройки и землепользования, которые будут утверждены, судя по всему, не раньше чем через год. Тем более что и наличие подобных правил далеко не всегда становится препятствием для сноса таких «бесхозных» домов.

Судьба домов, уже вычеркнутых из списка вновь выявленных объектов культурного наследия

Год назад был снесен дом на углу Невского проспекта и улицы Восстания. Именно этот комплекс — Дом Дурдина (конец XIX — начало XX в.), здание гостиницы «Эрмитаж» (начало XIX в. с более поздними надстройками), дома по Знаменской улице (1841, 1879 гг.) — был выведен из списков приказом КГИОП № 8-102 от 6 августа 2004 года.

Этим же приказом документируется и выведение из-под охраны всего комплекса казарм Преображенского полка: 6-я солдатская казарма (Парадная ул., дома 1-3), 7-я и 8-я солдатские казармы (Виленский пер., дом 14), Манеж в составе комплекса казарм Преображенского полка (Виленский пер., дом 14), корпус для обоза Саперного батальона в составе комплекса казарм Преображенского полка (Виленский пер., дом 12, лит. В). Теперь на их месте сооружается так называемый «Парадный квартал» — элитный жилой комплекс.

Тем же самым приказом был фактически обречен на снос дом 13 (13-15) по Лиговскому проспекту. Его вместе с дворовыми флигелями снесли 18-20 декабря прошлого года. Если судить по всем этим объектам, выходит, что в среднем между выводом предполагаемого памятника из-под охраны и фактическим его уничтожением проходит два года.

По тому же списку № 8-102 проходят и утраченные ныне Дом Крылова на Большой Подьяческой, 28, и здание канатной фабрики М. Я. Эдвардса и Ц. А. Кавоса на Пискаревском, 8. Причем в случае с Домом Крылова (начало XIX века) в графе «Состояние» аккуратно прописано: хорошее.

В этот же список «Утерянное» следует отнести и часть комплекса Новой бумагопрядильной мануфактуры (наб. Обводного канала, 60), выведенные из-под охраны приказом 8-61 от 14 июня 2006 года.

Особого внимания в таких расстельных списках заслуживает еще одна категория объектов — с пометкой «Воссоздан». Так, например, отмечены в приказе КГИОП за номером 8-62 от 14 июня 2006 года дома Мичурина (конец XVIII — начало XIX в., Волховский пер., 4А) и Дом Петрова (1912-1914 гг., 2-я линия, 61; Малый пр., 1; наб. Макарова, 30). Причем последний был снесен и отстроен заново с частичным сохранением фасадов еще лет десять назад. То, что до тех пор проходило по документам как историческое здание, уже не первый год являлось современной элиткой с застекленным двором-атриумом, мало общего имеющее с оригинальной постройкой. Стоит ли считать подобные казусы обычным бытовым цинизмом – неизвестно, пишет издание.

Какие здания под угрозой

Есть в этих списках на исключение еще и целая серия объектов, которые, возможно, снесут в скором времени. Это комплекс Казенного винного склада и спиртоочистительного завода (1896-1897 гг., пр. Добролюбова, 14), проходящий по приказу 8-62. На его корпусах уже висит баннер, извещающий о скором появлении на этом месте пресловутой «Набережной Европы».

Еще одни кандидат на снос — флигель особняка А. Потираловского (1857 г., Синопская наб., 70Л), приказ 8-11 от 15 февраля 2005 года. В этом же приказе обозначен и находящийся под угрозой сноса Хозяйственный корпус (мастерские) при главном здании в составе комплекса зданий санкт-петербургских градских богаделен (начало XIX в., ул. Смольного, 4Д).

Здесь же и Дом Елисеева (1914-1915 гг., Лиговский пр, 153), выведен из-под охраны приказом 8-102 от 6 августа 2004 г. Тем же документом отмечен и особняк Струнниковой (1864-1865 гг., Синопская наб, 54), который 20 лет простоял расселенным, а после был надстроен безобразной мансардой из черного стекла.

Безусловно, не все те объекты, которые попадают в списки на исключение из категории вновь выявленных памятников, немедленно уничтожаются. Но тенденция показательна. Кроме того, отдельные здания, чей статус как памятников, хоть бы и вновь выявленных и находящихся на рассмотрении, прекращает свое существование, становятся фактически неохраняемыми. И это, как считают специалисты, может фатально сказаться на облике Петербурга уже через какие-то пять-шесть лет. Так называемая рядовая застройка, которая в ряде случаев откровенно не тянет на звание памятника архитектуры, и создает то неповторимое лицо города. Без них даже действительные шедевры окажутся выдернутыми из контекста времени и визуального пространства. Но при отсутствии соответствующего распоряжения все они оказываются фактически беззащитными перед аппетитами новоявленных инвесторов.

Особенно если принять во внимание тот передел охранных зон, который происходит весь минувший год и закончится еще не скоро.

Так, распоряжение КГИОП о введении временных зон охраны объектов культурного наследия и их режимов 6 декабря было опубликовано в спецвыпуске Вестника администрации. Тираж вестника был изъят в тот же день якобы из-за опечатки, однако смысл этого документа все же донесли до широкой общественности. Выяснилось, что КГИОП хочет сократить в 4,5 раза количество охранных зон в Петербурге.

Документ подписан председателем ведомства Верой Дементьевой еще 21 августа этого года. Согласно распоряжению, прежние зоны охраны, введенные в 1988 году решением ИК ЛГИ от 30 декабря №104,5, утрачивают свою силу. Объединенная охранная зона исторического центра Петербурга заменяется на зонирование, заложенное в генплане 2005 года. По своей площади новые охранные зоны уступают прежним в 4,5 раза и имеют значительно менее строгие обременения, фактически это означает, что теперь застраивать центр города будет намного легче.

Отметим, что режимные требования по организации зон охраны памятников определены специальной инструкцией, утверждённой приказом министра культуры. Установление границ и режимов зон охраны Федеральным Законом «Об объектах культурного наследия…» отнесено к компетенции федеральных органов охраны памятников, то есть Министерства культуры и его структур.

Вмешательство КГИОПа в сферу исключительной компетенции всех этих высокопоставленных учреждений – это не просто «превышение полномочий», это уже полный юридический нонсенс, отмечает «Живой Город».

Дело в том, что инициировать внесение изменений в международные договоры может лишь Правительство страны, которая их ратифицировала. То же касается и вопросов выхода из каких-либо международных конвенций.

Менять федеральный закон компетентен лишь федеральный парламент. Никакой местный чиновник низшего ранга не может отменять не только приказы министров, но и решения Ленгорисполкома (тогдашней исполнительной власти).

В качестве этакой формальной «зацепки» Вера Дементьева попыталась сослаться на пункт министерской инструкции, допускающий установление временных охранных зон. Ссылка оказалась неудачной – в этом пункте речь идёт об установлении зон в случае выявления нового памятника, когда их ещё нет вообще, и необходимо обеспечить сохранность объекта. Какой смысл вводить временные зоны, когда давно существуют постоянные, к тому же гораздо большие по территории?

Юристы и адвокаты, даже те, что ознакомились с «распоряжением» Дементьевой лишь бегло, смогли лишь пожать плечами и удивиться: как такое вообще оказалось возможным?

В прокуратуре, куда был направлен документ, Дементьевой сообщили, что в документе обнаружены правовые неувязки и порекомендовали отменить распоряжение. Однако сделано этого до сих пор не было.

Поделиться:

Читайте также

Круглый стол, посвященный развитию образовательных и общественных пространств в новых жилых комплексах, прошел в городе на Неве на площадке РБК Петербург. Крупные девелоперы, включая Группу «ЦДС», Холдинг «РСТИ», ГК «Ленстройтрест», Группу «Аквилон», «GloraX» и «Самолет Страна», реализующие масштабные проекты социальной инфраструктуры, обсудили ключевые аспекты эволюции таких пространств и тренды, формирующие запросы покупателей. Особое внимание участники встречи уделили высоким технологиям и комплексному мультимедийному оснащению, которые напрямую влияют на привлекательность и статус учебных заведений. Если раньше школа или детский сад в новом микрорайоне воспринимались просто как обязательные объекты, то теперь они превращаются в важный аргумент при выборе жилья. Современные образовательные учреждения — это уже не просто здания с классами, а многофункциональные центры, где могут проводить время и дети, и взрослые. По мнению собравшихся...

Популярное

Новости дня

По теме

Подпишись на наши соцсети

Сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

ИЛИ ПИШИТЕ