Представители торговых сетей отмечают, что петербуржцы постепенно отходят от товаров высокого ценового сегмента, отдавая предпочтение средней и низкой ценовым категориям.
Из-за растущих цен на продукты возросли на 10% и ежемесячные траты на покупку товаров повседневного спроса. В то же время петербуржцы стараются приобретать уже привычный набор продуктов и при этом остаться в рамках запланированного бюджета.
Сильнее всего, по данным опроса, проведенного Фондом общественного мнения (ФОМ), отмечал ранее ЗАКС.ру, подорожали продукты питания – такой ответ дали 56% респондентов, 22% — считают, что больше всего подорожали услуги, а 20% — называют непроизводственные товары.
Подальше от дома
Как сообщают «Ведомости», большинство горожан теперь предпочитает закупаться в дискаунтерах и гипермаркетах. Согласно исследованию компании Nielsen, 80% петербуржцев тратят большую часть своих средств именно в гипермаркетах с большим ассортиментом и более низкими ценами. Традиционные же магазины используются в основном для нерегулярных покупок или допокупок в течение недели.
При этом покупатели предпочитают поехать даже в достаточно далеко расположенный магазин, но при этом сэкономить.
По словам аналитиков, изменение поведения покупателей происходит из-за разницы в чеке — в дискаунтере он меньше. К тому же, покупатели, оставшиеся в период кризиса без необходимого запаса наличности, не делают закупки «впрок» на две недели, оптимизируя домашнее хозяйство, а покупают продукты на несколько дней. К тому же, люди стали покупать больше товаров средней и низкой ценовых категорий.
По данным Nielsen, хотя почти половина жителей Петербурга по-прежнему выбирает гипермаркет, за свежими продуктами покупатели все чаще идут в дискаунтер. Расходы на свежие продукты (мясо, птицу, рыбу и морепродукты, свежие фрукты и овощи) выросли на 36% по сравнению с прошлым годом, а их доля в расходах увеличилась почти до 50%.
Экзотику оставляют на полках
Кстати, если раньше, когда отмечался рост доходов населения, потребности в импорте мясной продукции только росли, то теперь, с началом кризиса, спрос на мясную продукцию начал снижаться.
Заметим, что пресс-секретарь «Ленты» Светлана Афанасьева констатирует сокращение доли товаров высокого ценового сегмента в обороте продовольственных и непродовольственных товаров. По ее словам, в овощах и фруктах стали покупать меньше экзотики в пользу яблок и корнеплодов, сократилось потребление дорогого алкоголя, зато выросли продажи пива.
Добавим, что согласно исследованиям центра «Ромир», расходы на крупные покупки для дома сократили чуть менее половины россиян (47%), на новом гардеробе сэкономили почти две трети (61%) граждан РФ.
При этом самый высокий процент сокративших расходы на покупку одежды был зафиксирован в Сибири (74%), а сэкономивших на покупке крупных товаров для дома – в Северо-Западном федеральном округе (67%).