Музыкальный театр отличается от драматического, как минимум, ценой — его себестоимость намного выше. В нее входит не только зарплата артистов, также нужно оплатить работу оркестра, создать уникальные костюмы для постановки. В театр люди приходят за сказкой, поэтому сделать качественную постановку — долгий труд.
И это далеко не все расходы на постановку. Так, за каждый показ балета «Золушка» театр платит наследникам композитора. Поэтому даже при довольно высоких ценах на балет в Петербурге полностью окупить постановку не получается.
Тем не менее встает вопрос, как прививать детям любовь к искусству. Ведь не многие семьи могут себе позволить сходить полным составом на постановку. В Европе, например, существует практика проведения балетных фестивалей на крупных аренах. В итальянской Вероне летом проводился фестиваль Roberto Bolle & Friends gala. Античный амфитеатр известен также своими оперными и концертными постановками. Это самый масштабный оперный концерн в мире, принимающий в год до 600 тысяч зрителей. В 2024 году из-за аншлага было принято проводить балетный фестиваль в течение двух дней, стоимость билетов стартовала с 28 евро.
Вопрос о необходимости борьбы с завышенными ценами на билеты поднимал еще несколько лет назад депутат Сергей Боярский. Он предлагает ввести единую систему учета билетов.
В Петербурге есть своя крупная площадка, которая может вместить более 60 тысяч зрителей, — «Газпром Арена». Здесь проходили концерты популярных исполнителей: групп «Ленинград» и «Руки Вверх!», Леонида Агутина, в ноябре на «Газпром Арене» выступит рэпер Баста.
Gazeta.SPb решила узнать у критиков и членов городской комиссии Заксобрания, возможно ли провести масштабное балетное шоу на «Газпром Арене».
Создатель и автор блога «Театральная вешалка» Георгий Цицишвили назвал подобную идею абсурдной как для артистов, так и для зрителей.
«Если есть идея повысить доступность балета, то уж точно не превращая балет в цирк. Балет на стадионе — это цирк в чистом виде», — заявил Цицишвили в беседе с корреспондентом Gazeta.SPb.
Чуть менее критично, но в том же ключе высказался и российский журналист, музыкальный критик, телеведущий Сергей Соседов. Он уверен, что на «Газпром Арене», как и любом другом стадионе, балет потеряет свою уникальность.
«Балет — это театральное искусство, синтез музыки, пластики, хореографии, постановки и декораций. Балет — это синтетическое искусство, поэтому здесь нужна соответствующая сцена, здесь нужен антураж. Большие площадки, стадионы не подойдут для балета.
Артистов балета надо видеть достаточно близко, с дальних балконов и высоких рядов сложно будет разглядеть небольшие фигуры танцовщиков. Одно дело выступления рок-музыкантов, где важен драйв, это можно почувствовать, даже если не видишь артиста. Здесь надо видеть артиста не с экрана, где дублируются фигуры артистов, нужна камерность. Тогда смотрите балет по телевидению.
Категорически балет не стоит показывать на таких площадках, выхолащивается сама суть этого искусства, зрелищность, камерность, событийность. Есть прекрасные телевизионные версии классических балетов с Улановой, Плесецкой, Васильевым и Нуриевым. Для того чтобы наслаждаться балетом, любить его и понимать, нужна сцена», — поделился мнением с Gazeta.SPb Сергей Соседов.
Депутат, заместитель председателя комиссии по образованию, культуре и науке Анастасия Мельникова отмечает, что подобное представление будет напоминать показ балета по телевизору и уничтожит ощущение нахождения в театральном пространстве.
«Слишком большое пространство, слишком далеко от сцены. И придется зрителям следить за сюжетом по экранам, на которых в большинстве своем невозможно увидеть мельчайшие подробности, движения рук, пальцев. Балет — это не только общая картинка, он состоит из удивительных и тонких мелочей, которые в таком пространстве будут не видны.
В городе есть бесплатные фестивали, например такие как «Опера всем», на которые можно попасть любому желающему. Оперу мы можем слушать на расстоянии и даже на открытом пространстве, но с балетом так не получится. На таких масштабных площадках можно организовывать концерты симфонического оркестра. Профессионалы планируют такие концерты именно для того, чтобы как можно больше людей могли приобщиться к музыке. Балет, как и драматический спектакль, в таком формате может превратиться в телеспектакль. И потеряет свою уникальность. Однако это не значит, что не надо рассматривать вопрос о поиске другого формата показа балетного спектакля. Обязательно надо думать о доступности этого жанра, привлекать как можно больше людей к этому загадочному и прекрасному искусству. И сделать его таким же доступным, как оперу», — резюмировала Анастасия Мельникова.
Коллега Мельниковой по комиссии по образованию, культуре и науке — депутат Любовь Егорова, в свою очередь, посчитала возможным проведение подобного шоу в качестве эксперимента.
«Газпром Арена», действительно, большая площадка, но почему бы и нет? Но прежде всего должна присутствовать атмосфера любви к искусству, любви к тем артистам, на которых пришел зритель. Понятно, что можно воспринимать по-разному, но ведь артисты выходят на большие площадки. Поэтому нужно понять, насколько комфортно будет самим исполнителям на такой большой арене», — объяснила Любовь Егорова.