С 11 сентября в Мраморном дворце Русского музея откроется выставка под названием «Казачество – опора государства Российского». Экспозиция охватывает период с XVIII по XX века и включает в себя около 100 произведений искусства из собраний Русского музея. Посетители смогут увидеть работы таких выдающихся мастеров, как Илья Репин, Василий Поленов, Валентин Серов и Василий Суриков, которые оставили значительный след в отечественном искусстве.
Выставка представляет собой глубокое исследование всех ключевых этапов развития русского казачества и представляет собой важную часть программы Петербургского международного форума объединенных культур. Образ казака, изображенный в произведениях искусства, формировался на стыке двух противоположных начал: с одной стороны, казачество представлялось как бурная человеческая стихия, символизирующая вольность и гордый, неукротимый нрав; с другой стороны, подчеркивалась принадлежность казаков к Российскому государству и их преданная служба, которая позволяла сохранять своеобразие их культуры и сословные привилегии.
Начало расцвета казачьей темы в русском искусстве связано с эпохой наполеоновских войн. Героизм казаков в Отечественной войне 1812 года сделал их национальными героями, которые олицетворяли удаль и бесстрашие. В искусстве того времени особенно популярными стали конные изображения казаков, которые в отличие от аристократических и регулярных кавалеристов выглядели более демократично.
Одним из ключевых художников, внёсших значительный вклад в развитие темы казачества, был Александр Орлoвский. В его многочисленных рисунках казачество предстает как мощная сила природы, отражающая её настроение. Его работа «Бивуак казаков» (1809) изображает сцену военного казачьего быта, а «Казак с пикой на лошади» (конец 1800-х – начало 1810-х) также посвящена теме казачества, демонстрируя природу этих могучих всадников.
Участие казаков в европейских походах русской армии привлекло внимание и зарубежных художников. Их доблесть и мастерство, а также экзотический внешний вид стали объектами художественного осмысления. В частности, Иоганн Готфрид Шадов создал серию зарисовок, включая композицию «Гетман граф Платов со своими казаками», которая была гравирована Иоганном Фридихом Югелем.