Исследователи выяснили, как физическая активность влияет на когнитивные способности школьников.
Физическая активность не только укрепляет тело, но и положительно влияет на когнитивные способности детей. К такому выводу пришли ученые, проведя 36-недельное исследование с участием 426 школьников в возрасте 7–12 лет. Участники были разделены на четыре группы: аэробные тренировки, координационные упражнения, командные виды спорта и контрольная группа, которая занималась по стандартной школьной программе.
Результаты исследования продемонстрировали положительное влияние всех видов физической активности на исполнительные функции, включая рабочую память и когнитивную гибкость. Наибольший эффект был отмечен в группе, занимавшейся координационными упражнениями, такими как задания на баланс, пространственную ориентацию и ритмические движения. Хотя аэробные тренировки и командные виды спорта также способствовали улучшению, их эффективность оказалась ниже по сравнению с координационными упражнениями.
Анализ подгрупп выявил гендерные и возрастные различия. Девочки лучше справлялись с координационными задачами, а мальчики демонстрировали более высокие результаты в аэробных нагрузках. Дети 7–9 лет улучшили когнитивную гибкость, тогда как у участников 10–12 лет сильнее развилась рабочая память, сообщает Scientific reports.
Ученые отметили корреляцию между улучшением моторных навыков и когнитивных функций. Это подтверждает теорию о взаимосвязи мозжечка и префронтальной коры, отвечающих за движение и мышление.
Исследование также показало, что стандартная школьная физкультура не обеспечивает достаточной нагрузки для значимого когнитивного развития.
Ученые рекомендуют внедрять координационные упражнения в школьные программы, адаптируя их под возраст и индивидуальные особенности детей. Это может стать эффективным инструментом для улучшения не только физического, но и умственного развития школьников.