Для все остальных пассажиров в скором времени проездные станут просто электронными — в видет так называемых БСК. С 16 апреля система уже апробируется на школьниках.
Как сообщает «Фонтанка», с 1 мая большинство горожан, которые захотят оформить Единый проездной билет на месяц, получат из окошка кассы метрополитена не 2 карточки, как раньше, а одну — бесконтактную смарт-карту. Бумажное приложение для проезда в наземном транспорте будут выдавать только петербуржцам, имеющим льготы на проезд. То есть пенсионеры и инвалиды будут получать его до тех пор, пока их не переведут на единый проездной.
Как объяснили в пресс-службе петербургского метрополитена, связано это с тем, что переход с одного вида карточек на другой проводится постепенно, в несколько очередей, и до конца года от системы «2 карты в одни руки» избавятся окончательно.
Теперь кассир метрополитена производит одну операцию — на карту за один заход записывается информация и о проезде в подземке, и на наземном общественном транспорте. Количество поездок в подземке, как и раньше, будет ограниченным — спуститься можно будет 70 раз за месяц, а на трамваях, троллейбусах или автобусах обладатель пластиковой карточки сможет в течение месяца кататься сколько захочет.
Специалисты отмечают, что эффект от полного перехода на электронные БСК следующий: оперативно собирается вся информация о том, когда, сколько пассажиров, с какими проездными документами находились в салоне транспортного средства. Прежде подобные сведения собирались в ходе длительных и дорогостоящих исследований пассажиропотоков. Получаемые данные нужны для планирования транспортной работы, на их основе может приниматься решение об увеличении количества рейсов на том или ином социальном маршруте, и о корректировке его трассы. То есть, допустим, в результате мониторинга видно, что один маршрут на определённом направлении в какие-то часы перегружен, а другой наоборот — свободен, тогда принимается решение о переносе единиц техники со второго на первый.
Пока система будет работать по старинке: кондуктор с валидатором в руках будет считывает информацию с карточки пассажиров. Как объясняют в «Петербургском бюро транспортной информации», никаких дополнительных расходов смена системы проездных билетов не предусматривает. Дело в том, что программное обеспечение, поставляемое заказчику вместе с валидатором, обновляется почти каждый месяц, поэтому изменение информации, что теперь необходимо считывать не штрих-код, а электронный, произойдет автоматически.
Однако в ближайшем будущем в комитете по транспорту надеются постепенно избавиться от кондукторов и заменить их электронными считывающими устройствами. Сейчас в тестовом режиме по такой системе уже работает автобусный маршрут № 85. Пассажиры прикладывают свои смарт-карты к валидаторам, установленным в салоне. У тех, кто не пользуются БСК, деньги за проезд принимает водитель, у которого в кабине установлена контрольно-кассовая машина.
За «зайцами» будут следить через спутник
Напомним, что ранее ГАЗЕТА. СПб сообщала, что электронный контролер будет работать так: к небольшому устройству надо будет поднести карту, если все проходит успешно, на его экране загорится зеленая стрелка – «платеж произведен», если красная – то нет. С магнитной карты снимается плата за одну поездку. Кстати, от турникетов в городском транспорте, наподобие тех, которые установлены а автобусах — трамваях в Москве, решили отказаться.
Отметим также, что автобусы на маршруте оборудованы GPS-преемниками, что позволят следить из космоса за работой автобуса и оплатой проезда пассажирами.
Всего же предполагается, что подобными электронными валидаторами будет оборудовано около 300 городских автобусов.