В профилактических целях петербургской милиции нужно пересчитать, переписать и сдать высокому руководству по списку всех местных неформалов, экстремистов, лиц, ранее судимых, недавно приехавших с Северного Кавказа и других республик, а также временно выписавшихся из психбольниц: «Эти сведения нужно представлять еженедельно, начиная с 10 октября 2007 года и до 1 декабря 2007 года, к 15.00 часам с нарастающим итогом в рабочий аппарат координационного центра ГУВД Петербурга и Ленобласти», пишет «Новая газета в Петербурге».
Далее газета рассказывает историю девочки Маши, которую с компанией других подростков задержали за, якобы, нарушение общественного порядка почти два месяца назад. Тогда один из знакомых Маши ни стого ни с сего сказал, что «они — панки». И вот спустя почти два месяца Маше домой позвонили из территориального отдела милиции и попросили явиться на беседу. Дочь с отцом пошли в милицию. (далее цитат из газеты):
«Инспектор по делам несовершеннолетних с порога уточнила:
— Ваш ребенок — панк.
— Ну и что? — не уразумел сути преступления машин отец, — я в ее годы был хиппи…
Сотрудница ИДН не повеселела:
— Я вас прошу думать, перед тем как говорить. У нас есть инструкция из главка переписать всех неформалов в районе.
Инспектор обратилась к Маше:
— Ты в слетах единомышленников участвуешь? Идеологическую деятельность ведешь? Другую пропагандистскую работу?
Получив на все вопросы отрицательные ответы, женщина подвела итог:
— Зачем же ты себя панком называешь?
— Мироощущение такое, — объяснила Маша, внешний вид которой позволяет при некоторой фантазии отнести ее к неформалам: косуха, джинсы и «гады». Впрочем, так одевается половина питерской молодежи.
Единственное, что позволяет заподозрить в девочке принадлежность к неформалам, — музыка, доносящаяся из плеера: «Пурген», «Пилот», «Король и шут». Вроде бы панковские группы, но уже заслуженные и обласканные шоу-бизнесом.
— Мироощущение — это твое личное дело! — Инспектор закончила оформлять бумаги, среди которых было и объяснение девочки, а потом неожиданно заявила: — Я вообще не понимаю, зачем нам обращать внимание на неформалов, пока они не совершают никаких противоправных действий?..
Оказывается, существует специальный утверждённый ГУВД и Смольным план организационно-практических мероприятий по обеспечению правопорядка на период подготовки и проведения думских выборов. По этой бумаге в 57 пунктов милиционерам предписано: «Осуществлять в течении всего периода подготовки и проведения выборов проверки образа жизни лиц, состоящих на профилактических учётах, со стороны которых возможно совершение преступлений и правонарушений».
Еще цитата: «Проанализировать и актуализировать имеющуюся оперативную информацию в отношении лиц, склонных к совершению противоправных действий экстремистского характера…»
И наконец: «До 1 октября завести накопительные дела, в которых концентрировать материалы связанные с подготовкой и проведением выборов». В переводе на русский язык это значит, что мы должны отчитываться, сколько неблагонадёжных петербуржцев вычислили, проверили, предупредили. Докладывать поименно еженедельно, пояснили газете рядовые сотрудники милиции.
Прокомментировать документ (№ 1331 ГУВД СПб и ЛО), обязывающий в ходе подготовки к выборам провести профилактическую работу с неформалами, «Новая газета в Петербурге» попросила инспектора по делам несовершеннолетних одного из районных управлений внутренних дел Петербурга.
— Приказ главка, о котором идет речь, вынуждает нас провести работу, которая практически бессмысленна и никому не нужна. За исключением, наверное, кандидатов в депутаты.
Мы давно и плотно общаемся с подростками, состоящими или случайно попавшими на тот или иной учет, хорошо знаем этот контингент (о некоторых даже больше, чем их собственные родители). В своем районе мне прекрасно известно, какой подросток в какой конкретно неформальной организации состоит или к какому неформальному движению принадлежит. Это фактически база данных, которую сейчас хотят использовать, с моей точки зрения, цинично, аморально и абсолютно противозаконно. По закону: за что бы и когда человек ни привлекался, если ему определяли наказание и это наказание исполнено, он считается невиновным. А здесь же речь идет о вычислении неблагонадежных (по оценке сверху!) молодых людей и предпринимается попытка оказать на них определенное моральное воздействие. Может быть, вызвать страх, убедить в чем-то или переубедить.
Какова цель? У нас сегодня — единая политика, единая власть, абсолютное единомыслие. Большинство жителей города и даже страны придерживаются того мнения, что это правильно. А подростки (тем более те, что заявляют себя как неформалы) действительно опасны. Главным образом — тем, что смелы, у них своя позиция, своя идеология, свои взгляды. Они не стесняются их выражать, и могут сделать это неожиданно и неудобно.
На самом деле «трудные подростки» — не эти, а те же наркоманы или малолетние воры-домушники, которые почему-то кандидатов в депутаты не тревожат. Неформалы, напротив, может быть, одни из самых продвинутых, умных, интересных и перспективных. Но, видимо, не для «Единой России»», заключает газета.
Как сообщает «Эхо Петербурга», сколько «нестандартных горожан» уже учтено, нам пока выяснить не удалось. Дать комментарий в пресс-службе городского ГУВД отказались и попросили «перезвонить завтра».
Как выяснила Газета СПб, аналогичные документы существуют и в других регионах. «Планы организационно-практических мероприятий на период выборов в Государственную Думу существуют» во всех милицейских главках страны. Что, кстати, обычное дело. Ко всем мероприятиям такого рода «силовики» просто обязаны подготовиться. Естественно, что издаются соответствующие приказы и и нормативные документы.
Но вот есть во всех таких «Планах…» пункты, подобные 57-му в приказе ГУВД СПб и ЛО, или это локальный «перегиб на местах» — нам точно неизвестно. Но вообще-то в правоохранительной вертикали, как правило, отсебятину пороть не любят, также как и брать на себя лишнюю работу, если нет приказа от вышестоящего начальства.