Альбом Гребенщикова с записями мантр вышел несколько лет назад и получил широкую известность и за пределами России. Интерес к буддизму, как и к другим восточным религиям, был неизменной составной частью советской неофициальной культуры, к которой в 70-е, 80-е годы принадлежал Борис Гребенщиков. В репертуаре его группы «Аквариум» множество песен с буддистскими именами, названиями и сюжетами. Мода прошла, СССР распался, подпольной рок-культуры больше не существует, но буддистский элемент в творчестве и жизни Гребенщикова остался. Об этом он сам рассказал в интервью Радио Свобода.
— Пение мантр при публике имеет терапевтический, эстетический или мистический характер?
— Всей этой истории с мантрами уже достаточно много лет. Потому что, когда-то лет восемь тому назад меня поразила простая идея, что, хотя мантры по определению действительно имеют терапевтический эффект, настраивающий эффект и в принципе должны положительно влиять на всех, но почему-то они существуют только в страшно экзотическом виде, обязательно их поет хор монахов или что-то еще, или под синтезаторы какие-то люди непонятные. И когда они поют, все время создается ощущение, что мантры — это что-то ужасно чужое, далекое. И мне показалась любопытной идея поговорить с тибетскими монахами и спросить у них, так ли они это все себе представляют. Я поговорил и многие ламы из тех, с которыми я говорил, по этому поводу говорят, что нет, конечно, мантры должны быть доступны для всех в том виде, в котором люди могут их принять, потому что они все равно действуют хорошо. И я попробовал одну, другую, я записал такой альбом и совершенно не представлял себе, что я когда-нибудь будут призван его петь. Но вот ребята здесь, в Праге, уже лет пять говорили мне, что было бы здорово такое устроить, вот весной я согласился и вот теперь пришел час расплаты.
— Мантры выполняют некоторым образом функцию рок-н-ролла, который, с одной стороны, оказывает эстетическое, терапевтическое, мистическое и так далее, но в то же время в рок-н-ролле есть интернациональный язык — английский. Здесь этого языка нет.
— Скажем, что мантрическое пение, оно чуть постарше рок-н-ролла лет на 800 и язык санскрит, который, в общем, тоже, он был интернациональным до английского и на нем до сих пор построены все языки, включая английский. То есть, в принципе говоря, мантры — это есть рок-н-ролл, только немножко более изначальный.
— Некоторым образом вы приобщаетесь к корням, но только к корням, далеко от вас отстоящим, растущим, и предлагаете слушателям таким же образом поступить. Или они могут вообще этого ничего не знать?
— Они могут этого ничего не знать. Я просто думаю, что чем петь тексты «мальчик, девочка, тра-ля-ля», можно с тем же успехом петь «о, мани, помехум», и это сочетание будет действовать лучше.
— Есть довольно серьезная традиция религиозных песнопений и в других религиях. Почему именно мантры?
— Мантры — это единственный пример, где произнесенное словосочетание никак не зависит, не связано с языком, потому что считается в этой традиции, что звучание мантр целебно действует на всех, а смысла, который присущ языку, в них как раз нет, потому что действует само звучание слов.
— Некоторым образом, в общем, так же действует опера.
— Это мне очень портит жизнь. Я пришел в Вену в оперу, и мне пришлось одним глазом глядеть на сцену, другим глазом все-таки в программку, мне было интересно. Это мне испортило удовольствие от оперы. Поэтому я не хочу этого повторять.
Биография БГ (ru.wikipedia.org):
* Лето 1972 — Борис Гребенщиков вместе с Анатолием Гуницким и группой единомышленников основал группу «Аквариум». Группа жила полуподпольной жизнью, делая домашние записи и изредка выезжая на короткие гастроли в другие города.
* 1977 — Борис Борисович Гребенщиков окончил факультет прикладной математики и процессов управления Ленинградского государственного университета им. Жданова и стал работать в НИИ социологии, продолжая писать песни, выступать с концертами и сотрудничая с экспериментальным студенческим театром Ленинградского государственного университета
* Апрель 1980 — после выступления на Тбилисском рок-фестивале был исключён из комсомола (вступил в 1967), снят с должности младшего научного сотрудника, уволен с работы, а группа «Аквариум» была запрещена официально.
* 1981 — группа становится членом Ленинградского рок-клуба; принимала участие в первых пяти его фестивалях.
* 1982 — осуществил продюссирование первого альбома группы «Кино» «45».
* 1989 — запись зарубежом первого англоязычного альбома «Radio Silence», совместно с Дэйвом Стюартом из Eurythmics.
* Начало 1990-х — прекращение деятельности «Аквариума». В 1991—1992 годах Гребенщиков возглавлял группу «БГ-Бэнд».
* 1993 — возобновление деятельности «Аквариума» (Аквариум 2.0). Помощь в записи альбома Сергею Чигракову («Чижу»).
* Январь 1998 — лауреат премии «Триумф».
* 23 сентября 2000 — вручение премий «Люди нашего города», Санкт-Петербург.
* 7 апреля 2001 — вручение премии «FUZZ» «За вклад».
* 31 марта 2002 — БГ и «Аквариуму» вручили премию НАШЕго радио «ПобоRoll» за вклад в развитие музыки.
* 18 октября 2002 — лауреат Царскосельской художественной премии.
* 2003 — 50-тилетний юбилей Бориса Гребенщикова и большой концерт в Кремле по этому поводу
* 24 января 2004 — вручение премии «Своя колея» имени Владимира Высоцкого.
* 22 мая 2005 — начал карьеру радиоведущего и ведет почти часовую авторскую программу «Аэростат» на «Радио России».