Как стало известно корреспонденту Фонтанка.ру, переговоры уже завершаются.
Уже можно сказать, что российская премьера оперы состоится именно в Михайловском театре — в конце октября. Полностью ли перейдут права на постановку Владимиру Кехману, или он будет владеть ими совместно с Early Music, пока не известно.
Опера «Борис Годунов» была сочинена в Гамбурге в 1710 году Иоганном Маттезоном, учителем Генделя и великим музыкантом эпохи барокко. Произведение не исполнялось при жизни композитора (1681-1764), а его партитура до недавнего времени считалась утерянной.
В 1938 году она в составе архива редких рукописей была отправлена из Гамбурга в замок под Дрезденом; оттуда архив в конце Второй Мировой войны был вывезен советской армией в Ленинград и затем распределен по институтам культуры СССР. Партитура оперы «Борис Годунов» оказалась в Ереване. В 1999 году этот архив был возвращен Германии.
Выбор сюжета из русской истории Иоганном Маттезоном, который в 1710 году был секретарем британского посла в Гамбурге, отражает повышенный интерес европейского общества к России после победы Петра I над шведами под Полтавой. Действующие лица оперы, в том числе шведский и датский принцы, представляют геополитический расклад сил в северной Европе в начале XVIII века.
Покупка оперы — лишь одно из ряда мероприятий, направленных на обновление Михайловского театра. Напомним, в мае в театре появился новый директор и поспешно закрыл здание на ремонт.
Были обновлены все коммуникаци, сообщает «Независимая газета». В зрительской части укреплены ярусы, отреставрировано убранство зрительного зала.Оркестровая яма увеличена и переделана по рекомендациям господина Тойоты, который консультировал акустические вопросы при строительстве концертного зала Мариинки. Поменяли световое оборудование, обновили планшет сцены. Хотя обновление полов в репзалах не задалось: пока не начался отопительный сезон, линолеум здесь «потеет». Изменился корпоративный дизайн. Но сохранили низкие цены на билеты, повышены цены только на места повышенной комфортности. Театр теперь будет открыт в течение всего дня – здесь будет работать ресторан, таким образом предполагают дополнительно привлечь публику.
Театру предстоит некоторое время неопределенности именования, но Кировский театр тоже не один год превращался в Мариинский, а Пушкинский — в Александринский. Во всяком случае, после юбилеев с двузначной цифрой, отмеченных несколько лет назад (точка отсчета – основание собственной труппы), в будущем сезоне Михайловский будет отмечать 175 (со дня первого спектакля на этой сцене). По этому случаю планируют «Орестею» Танеева в постановке Александра Сокурова.
Перед началом сезона провели концерты оперы, балета и оркестра в капелле. С оперой и оркестром все в порядке, а вот зачем на эту крошечную площадку втиснули балет – загадка. Во всяком случае, примы и премьеры выглядели не лучшим образом. А сезон начинается «Дон Кихотом». Хотя традиционно в музыкальных театрах первый спектакль сезона – оперный. Зато на второй день – «Пиковая дама», в которой выйдет новый худрук оперы Елена Образцова и знаменитый Владимир Чернов.
Про прежнее руководство в театре уже особенно не вспоминают. Станислав Гаудасинский после премьеры «Трех мушкетеров», показанной после скоропостижного закрытия сезона в консерватории, находится в полуторагодичном «творческом отпуске», из которого в театр не вернется. «Мушкетеры» – тоже, спектакль подарили консерватории.
Изменения с творческом составе театра обещают в следующем году, до конца сезона труппа пройдет тарификацию. Численность пока сохранилась, Елена Образцова, например, прослушав всех солистов и даже хор, заявила, что почти все ей понравились, хотя к манере пения есть претензии. Объявлен набор солистов на определенные спектакли. Балет набрал несколько человек, но главная ставка здесь, похоже, на приглашение именитых солистов. В труппу приняты Анастасия и Денис Матвиенко, приглашенным солистом будет Игорь Колб из Мариинки. Оркестр сохранил свой состав неизменным. Главный дирижер Андрей Аниханов сумел поладить с новым руководителем (хотя претензии к качеству вокала отчасти на его совести). Несостыковка в том, что в итоге собираются сократить штат на десять процентов, как это согласуется с приглашением новых артистов – неясно. А зарплаты будут пересматривать со следующего сезона.
В репертуаре пока изменений немного – но планы несравнимо интенсивнее, чем в прежние времена. Опера обещает «Сельскую честь» Масканьи и «Вертера» Массне. Исходя из программы для прослушивания в оперу, могут поставить еще «Демона» Рубинштейна, «Дочь полка» Доницетти. Елена Образцова думает о «Кащее бессмертном» Римского-Корсакова и «Директоре театра» Моцарта. Труппа переходит на язык оригинала, и уже к гастролям в Японии для «Кармен» приглашен репетитор французского.
В балете – «Жизель» в очередной редакции Никиты Долгушина, попытка вернуться к первоначальному спектаклю 1841 года (для России это значит: до Петипа), с соответствующими декорациями и костюмами. Затем «Чиполлино» Генриха Майорова, репетиции которого уже идут. Обещают «Спартака» Георгия Ковтуна (ходят шутки, что главными действующими лицами будут не Спартак или Красс, а львы и тигры). Наталья Макарова проведет мастер-классы и будет вести переговоры о постановке ее редакции «Лебединого озера». Ждут педагога из Гранд Опера. А поскольку еще пригласили на должность репетитора Аллу Осипенко, ясно, что уровень танца решили подтянуть кардинально.
Театр наконец подключится к Международному зимнему фестивалю «Площадь Искусств», проведет свой фестиваль «Рождественская неделя» и начинает проект «Мировые имена на сцене Михайловского театра».
Пока в репертуаре Михайлоского театра следущие спектакли (www.mikhailovsky.ru):
Евгений Онегин
Петр Чайковский
лирические сцены в 3-х действиях, 7-ми картинах
Золушка
Борис Асафьев
опера в 2-х действиях
Иоланта
Петр Чайковский
опера в 2-х действиях
Летучая мышь
Иоганн Штраус
оперетта в 2-х действиях
Пиковая Дама
Петр Чайковский
опера в 3-х действиях, 7 картинах
Риголетто
Джузеппе Верди
опера в 2-х действиях
Севильский цирюльник
Джоаккино Россини
опера в 2-х действиях
Сильва
Имре Кальман
оперетта в 2-х действиях
Травиата
Джузеппе Верди
опера в 2-х действиях, 4-х картинах
Флория Тоска
Джакомо Пуччини
опера в 3-х действиях