Спрос на маленькие гастрономические излишества среди россиян падает — это зафиксировал исследовательский холдинг Ромир, ежемесячно рассчитывающий индекс «Кофе с молоком», отмечает «Эхо Петербурга».
Базой для этого индекса является динамика цен и объемов потребления четырех категорий товаров: кофе, молока, бутилированной воды и шоколада. Иными словами, товаров, не входящих в список первой необходимости, которые покупают, чтобы себя побаловать. Ингредиенты индекса «Кофе с молоком» являются, по сути, элементарным набором простых удовольствий.
В своем последнем замере индекса КсМ специалисты Ромир обнаружили, что в мае 2012 года индекс снизился по сравнению с апрелем на 8%. Сезонное снижение оказалось более глубоким, чем в предыдущие годы. Так, в 2011 году майское снижение составило 5,5%, а в 2010 году — 1,5%. В Москве же индекс и вовсе снизился сразу на 10%. Более того, в мае текущего года уменьшились не только объемы потребления продуктов из индекса, но и средние траты на их приобретение.
Покупать кофе, молоко и воду стали преимущественно в магазинах, торгующих в розницу по ценам, близким к оптовым. Социологи считают, что все это говорит о том, что потребители стали тщательно оптимизировать повседневные расходы, выбирая наиболее выгодную цену. Прежде такое поведение было характерно в большей степени для средне- и малообеспеченных групп населения, но в мае экономный стиль потребления охватил и граждан с высоким уровнем семейных доходов — свыше 25 тысяч рублшей в месяц на одного члена семьи.
Старший аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов заявил «Новым Известиям», что считает результаты исследования Ромир свидетельством пессимистичных предчувствий россиян, и склонен связывать это с ожиданиями второй волны кризиса. О том же свидетельствует активный рост спроса на непродовольственные товары, в частности на бытовую технику и электронику.
Потребители ожидают скорого ухудшения экономической ситуации: падения курса национальной валюты, роста инфляции и снижения покупательской способности рубля, и закупаются некоторыми товарами впрок.