А вчера в Российской национальной библиотеке Маша Мериль (урожденная княгиня Гагарина) представила свою книгу «Sur les pas de Colette», посвященную Сидони-Габриэль Колетт (1873-1954) – первой женщине, избранной членом Гонкуровской академии, сообщает ИА «Росбалт». Книга – дань уважения Колетт, образ которой был воплощен Мериль на экране. Сидони-Габриэль Колетт – французская писательница — одна из ярчайших представительниц ХХ века. Будучи исключительно талантливой и слишком свободной, в свое время она пользовалась репутацией еретика. В действительности же она всю жизнь находилась в поиске настоящего и красивого, и стиль Колетт оказал влияние на целые поколения читательниц.
М. Мериль, урожденная княжна Мари-Мадлен Гагарина, сыграла в более чем шестидесяти фильмах таких мэтров французского и мирового кино как Жерар Ури, Жан-Люк Годар, Роже Вадим, Клод Лелуш, Райнер Фассбиндер, Андрей Кончаловский. За главную роль в фильме «Замужняя женщина» Ж.-Л. Годара она удостоена приза как самая перспективная актриса года на Венецианском кинофестивале в 1964 году. В 1968 году М. Мериль создала собственный продюсерский центр «Машафильм». Она играет на театральной сцене, является режиссером телевизионных фильмов, пишет книги и планирует выпустить музыкальный диск с собственными песнями.
Эрмитажный театр
Дворцовая набережная, 34
(812) 579-02-26, 272-96-82, 966-37-76
Маша Мериль всегда была очень красива
О своей необыкновенной судьбе актриса рассказала сама в интервью телеканалу «Культура»:
Меня зовут Маша. Маша Гагарина. Мария-Магдалена Владимировна Гагарина. Маша Мериль — это мой псевдоним. Мои родители познакомились в России. Маму звали Маруся Бельская. Она была кузиной моего отца. Познакомилась она с моим отцом, когда ей было 7 лет. Она была совсем маленькой. Увидела этого прекрасного молодого человека в белом мундире морского офицера и влюбилась в него. Он был старше её на 17 лет. Они поженились во Франции после революции. Для заключения брака им потребовалось специальное церковное разрешение. Так как они были двоюродными братом и сестрой. Две мои сестры родились на Лазурном берегу. Я намного позже 10 лет спустя в Марокко. Французское правительство предложило отцу возглавить фруктовую плантацию в Марокко, он с радостью согласился, потому что до революции Гагарины специализировались на выращивании фруктов. Да к тому же он получил постоянную зарплату. И вся семья переехала в Марокко. Потом началась война и мой старший сводный брат ушел добровольцем во французскую армию и погиб нелепо накануне победы. Это была трагедия. Отец поехал во Францтю перезахоронить сына, заразился тифом и вскоре умер. Это был 1947 год, я тогда только родилась…
Мой отец умер и мать привезла нас в Париж. Нас было трое молодых женщин. Мои сестры и я сразу пошли работать. Я хотела получить образование, но у меня не было такой возможности. Я должна была сразу зарабатывать себе на жизнь. В 16 лет я снялась в своем первом фильме, который назывался «Горячая рука». Его снял режиссер Жерар Ури. Это был первый фильм Жерара Ури. Фильм имел успех и я поехала в США. Во Францию я вернулась в период «новой волны» и на мою долю выпала огромная удача — меня пригласил Жан-Люк Годар на роль в фильм «Замужняя женщина» («Une Femme Mariee»). Это уникальный фильм. Этот фильм снят в холодной отстраненной манере. Он не психологичен. Там показана женщина в поиске. Такая, какими мы были в 1968 году. В то переломное время, помните? В 60-е годы. Тогда мы старались отойти от старой модели и создать новый тип женщины. В фильме мы видим женщину глазами женщины, но не мужчины. Без макияжа, минимум ухищрений. Фильм снимался в естественных декорациях, без павильонов, в обычных квартирах. Это был очень реалистический фильм.
Творчество режиссеров тех лет было пронизано неореализмом и русским кинематографом. Известные фильмы Чухрая, Бондарчука — это были наши идолы, те, с кого мы брали пример. Мы хотели быть похожими на их героинь. Эти женщины не были звездами, секс-символами. Мы были просто женщинами.
Считают, что фильм Годара — мой первый фильм. Это не так. До него я снялась, например, в одном фильме с Мариной Влади «Милая лгунья». Я снялсь в нем как раз накануне «Замужней Женщины».
Но фильм «Замужняя женщина» меня преследует как мой самый значительный фильм, как мой звездный час…
Годар — это не обычный мальчик. Он ни с кем не общается, ни к кому не ходит. Каждый раз, когда мы встречаемся, он всегда очень любезен со мной. Он не любит свои фильмы.
Я взяла другую фамилию, потому что не хотела неприятностей моей семье, моим сестрам. Они не принадлежат к миру кино. И я подумала, что надо взять псевдоним, так как я знаю, что актрисе приходится играть и неблагородные роли. Я не хотела, чтобы эта фамилия, эта известная русская фамилия, была связана с кинематографом. Я стремилась к своему собственному «я», я не хотела становиться заложницей своего происхождения. Быть княжной Гагариной — это меня очень смущает. И, заметьте, Гагарина по-французски не так уж и красиво звучит. И потом, это очень тяжело выговорить, «Гагарина», они это не сумеют произнести, не сделав ошибки.
Но главная причина — я не хотела быть обязанной своему русскому происхождению. Мне это было не к чему. Пусть говорят, что я талант, что я хорошая актриса. Только не то, что мне повезло, поскольку я из старинного русского рода и моя магия — это магия моей манеры игры, а не магия моего имени. Когда космонавт Юрий Гагарин полетел в космос, моё имя было написано повсюду большими буквами, я поняла, что правильно сделала, что не оставила себе это имя…
Вы знаете, я вдруг поняла, что старея, я становлюсь все более счастливой сформировавшейся женщиной. Более того, равновесие, которого я достигла, я могу передать мужчине. Сегодня всё гораздо гармоничнее. У меня больше опыта. В моих отношениях с мужчинами нет корысти. Все мои предыдущие связи были для того, чтобы иметь ребенка, или для того, чтобы чувствовать себя замужней женщиной, или для того, чтобы чувствовать себя защищенной. Когда мы молоды, мы не до конца сформировавшиеся личности, мы нуждаемся, нам необходима опора. В то время как сейчас я вполне целостная натура. Я считаю, для меня любовь только началась в 50 лет…
Маша Мериль и А.С.Кончаловский на съемках фильма «Дуэт для солиста»
В середине 60-х годов прошлого века знаменитая французская актриса Маша Мериль, урожденная княжна Гагарина, пережила страстный роман с режиссером Андроном Кончаловским. Об этой связи актриса рассказала в интервью (moscvichka.ru):
— Кончаловский описывает вас с огромным почтением… Страстная история. “Любовь всей жизни”. Ради вас он бросил молодую жену Наташу Аринбасарову, маленького сына…
— Все это неправда. Андрон — человек великолепный, он снял замечательное кино, но это проходимец, шарлатан! Я бежала от него. Это человек, с которым невозможно создать что бы то ни было! Он сам говорил: “Если я люблю одну женщину, это совсем не значит, что я не могу влюбиться в другую”. Это татар! Это монгол!
Я думаю, Андрон мечтал жениться на иностранке, что он и сделал впоследствии. Во всем этом читалось что-то не очень чистое… Хотя, конечно, было немало и того, что нас объединяло. Мы оба только начинали свою карьеру. Я была молодая актриса, снималась у лучших французских режиссеров. К тому же он — красивый, великолепный…
Но это тип мужчины, с которым женщина не может жить. Он разрушил жизни всех женщин, которых знал! Он их потребляет. Он заставил страдать всех женщин, которых он знал. Все они были счастливы, безумно счастливы в определенный момент. Но если бы они были умней, они бы понимали, что надо радоваться этому моменту и не ждать ничего большего.
С французом я могу спать спокойно, я его понимаю, могу рассчитывать на него. И если он меня бросит, то предупредит, что бросает. Тогда как русский даже забудет мне об этом сказать.
— У вас нет детей…
— Да, я не смогла иметь детей. Это трагедия всей моей жизни. Что я только не предпринимала! Семь попыток зачатия в пробирке! Одна почти что удалась, но случился выкидыш.
— Вы были беременны от Андрона?…
— Да, но я ему тогда ничего не сказала. Думаю, что это из-за истории с Андроном у меня потом не было детей. В то время я была настолько наивна и молода, что сделала аборт слишком поздно. Я ему сказала много-много лет спустя. И жалею, что сказала. Никто не виноват. Судьба!
А история с Андроном для меня — это история открытия России. Русские мужчины невозможны для жизни, но очень соблазнительны. Андрон — один из самых соблазнительных мужчин, что я встречала в своей жизни. Именно это было важно — открытие самца в России.
— А ваш нынешний спутник жизни не мечтает о детях?
— Бенуа — это поистине подарок судьбы! Мы с ним не просто любовники, мы с ним партнеры. Я сделала спектакль, который называется “Священный огонь”. Это диалог между Жорж Санд и Шопеном. Я произношу тексты Жорж Санд, и мой партнер по спектаклю, замечательный пианист, отвечает мне музыкой Шопена.
Мне никогда не было так хорошо, как сейчас, Бенуа моложе меня на 20 лет. Но я вас уверяю, я не знаю, кто на самом деле из нас моложе.
Он знает, что у нас никогда не будет детей. Быть может, лет через десять он захочет ребенка, и у него он будет. Но сейчас мы счастливы тем, что мы вместе.