Петербург — главный поставщик детей иностранным усыновителям в России. Ежегодно сотни юных петербуржцев улетают за границу, преимущественно в США. В свете вступления в силу закона «Димы Яковлева» (запрещающего американцам усыновлять российских детей) грозит ли городу сиротский кризис?
В прошлом году иностранцы вывезли из нашего города 336 детей. Это больше, чем из любого другого региона. А в Петербурге лидер — 16-й дом ребенка.
Петербуржцы откровенно боятся связываться с детьми из этого дома ребенка, независимо от возраста детей и окончательного диагноза. В 16-м до четырех лет живут малыши, рожденные ВИЧ-позитивными женщинами, чаще всего наркоманками. Американцы реагируют на такое «наследство» ребенка спокойнее, понимая, что диагноз матери — еще не приговор для ее сына или дочки.
В Штатах последние три года активно развивалась просветительская программа, развенчивающая мифы о вирусе иммунодефицита человека. Американцы охотно разбирают детей из 16-го дома ребенка. В последние годы это сиротское учреждение стало лидером в Петербурге по числу детей, отданных в иностранные семьи. В 2010 году иностранцы из него забрали 49 отказников, в 2011-м — 54, а к концу осени этого года — 26. Притом, что россияне в 2012-м стали родителями лишь для 14 воспитанников 16-го дома ребенка, пишет «МК».
По данным аппарата уполномоченного по правам ребенка в Петербурге, в прошлом году иностранцы забрали в нашем городе из домов ребенка (там воспитываются сироты до 4 лет) 263 отказника, из них лишь 13 имели официальную инвалидность.
Можно было бы упрекнуть иностранцев в вывозе из Петербурга здорового генофонда. Но ведь в то же время городская экспертная медицинская комиссия сообщает, что все дети, переданные на международное усыновление, имели как минимум психоневрологическую патологию, а чаще — в сочетании с глазными, сердечно-сосудистыми, хирургическими и иными проблемами.
Еще одна категория малышей, которыми крайне редко интересуются петербуржцы, — дети гастарбайтеров.
Усыновление российского ребенка иностранцам обходится недешево — порядка 40–60 тысяч долларов. Это деньги, которые потенциальные родители платят агентствам-посредникам и госорганам за многочисленные документы, тратят на перелеты и проживание. Не каждая семья может позволить себе русского ребенка.
Возможно, проблема усыновлений не в их количестве. В Петербурге только в этом году нашли родителей более 900 детей. Из них лишь 171 усыновлены иностранцами.
Проблема в другом. Наши усыновители весьма придирчивы, подавляющее большинство приемных родителей мечтает о здоровой голубоглазой девочке. А таких точно на всех не хватит.