В Русском музее — выставка династии Маковских (фото)

Библейская интонация неизбежна при разговоре о династии Маковских. Начало ей положил московский бухгалтер, гитарист, страстный коллекционер, держатель литературно-артистического салона и автор милых «альбомных» акварелей и рисунков Егор Иванович (1802-1886). Егор родил будущих академиков Владимира (1846-1920), автора хрестоматийного жалостливого «Свидания» (1883), и Константина (1839-1915), Николая (1841-1886) и Александру (1833-1915).

Владимир Егорович родил академика Александра (1869-1924) и архитектора Константина (1871-1926). Константин Егорович родил литератора Сергея (1877-1962) и скульптора Елену (1878-1967). Константин Владимирович — искусствоведа и реставратора Наталью (1903-1968), а его брат Дмитрий — ее коллегу Анну Стен (1896-1952), отморозившую ноги в Белбалтлаге. Были еще дети Елены, но они на выставку не поместились.

Главных Егоровичей принято противопоставлять. Владимир — народолюбец, первый ректор Академии художеств, по словам Михаила Нестерова, из «шайки передвижников», педант и примерный семьянин, симпатизировавший революции. Став ректором, демонстративно не носил положенный мундир, на что двор смотрел как на милую причуду.

http://gazeta.spb.ru/f/kultur/makovske/2.JPG
Фото: Михаил Разуваев/ «Коммерсант»

Константин — конформист, светский портретист, богемный гуляка, чьи похороны (его пролетка столкнулась с конкой), несмотря на его космополитизм, вылились в мощную демонстрацию черносотенцев. Когда Владимир живописал жертв Ходынки и Кровавого воскресенья, Константин изображал Кузьму Минина. Папиных взглядов очень стыдился Сергей, декадент и основатель знакового журнала Серебряного века «Аполлон»: яблоко от яблони далеко падает.

Но если забыть об этих деталях, покажется, что никаких Маковских не было, а был один-единственный, собирательный Маковский, проживший полтора века образцовый русский реалист. Мастеровитый, работящий. Умеренно консервативный, умеренно салонный, умеренно демократичный, умеренно, всегда с некоторым запозданием интересующийся модными веяниями — от импрессионизма до символизма.

Александр Владимирович перед смертью дошел даже до того, что в академической манере перерисовал кошмарных жертв мировой войны, словно подсмотренных у немецкого экспрессиониста Отто Дикса. Да, и еще этот коллективный Маковский очень любил Гоголя. Книги завсегдатая салона Егора Ивановича иллюстрировали и Владимир, и Константин, и Александр.

Изображение “http://www.rusmuseum.ru/images/cms/data/exhibition/makovsky_08.jpg” не может быть показано, так как содержит ошибки.
К.Е. Маковский. Портрет Александра II. 1881. Официальный сайт Русского музея

В какой-то момент в выставках передвижников одновременно участвовали все три Егоровича. «Вечеринка», «Крах банка», «Ночлежный дом» Владимира угрюмее какой-нибудь «Вдовушки» Константина. Но его «Свекра», жанровую сцену со скабрезным подтекстом, вполне мог бы написать и автор слащавых «Детей, бегущих от грозы». А кто из них автор той или иной пасторальной сцены сельхозработ или варки варенья, различит, пожалуй, только самый искушенный эксперт.

Константин-портретист не уступал лучшим салонным художникам Европы, рыдал, работая над посмертным портретом Александра II. Но и «прогрессивный» Владимир столь же салонно портретировал императрицу Марию Федоровну. Александр успел запечатлеть и Николая II, и Александру Федоровну, и Константина Победоносцева, глядя на портрет которого невольно и неминуемо вспоминаешь строки Александра Блока о «совиных крылах» обер-прокурора синода.

Изображение “http://www.rusmuseum.ru/images/cms/data/exhibition/makovsky_05.jpg” не может быть показано, так как содержит ошибки.
В. Е. Маковский. Литературное чтение. 1866. Официальный сайт Русского музея

В наши дни, когда представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», сменились не раз и не два, велико искушение признать самым интересным из Маковских Константина Егоровича: салонность и изрядная доля китча уже не порок, а достоинство. Но это морок: предпочесть кого-то из представителей славной династии решительно невозможно. Все они — позвонки станового хребта отечественного реализма, главная черта которого — умеренность и аккуратность, пишет «Коммерсант».

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Петербуржцы выгодно пополняют и приобретают транспортные карты с СБП

Петербуржцы выгодно пополняют и приобретают транспортные карты с СБПНовости
Жители Петербурга получили выгоду в 4,5 млн рублей при покупке и пополнении проездных билетов через Систему быстрых платежей. О такой сумме сообщила пресс-служба Национальной системы платежных карт. Это стало возможно благодаря предложению СБП. До конца года действует акция: при покупке или пополнении проездных билетов через Систему быстрых платежей (СБП) на...
Подробнее

Шесть петербуржцев и ленинградцев заняли пьедестал всероссийского чемпионата по программированию True Tech Champ

Шесть петербуржцев и ленинградцев заняли пьедестал всероссийского чемпионата по программированию True Tech ChampНовости
Сразу шесть участников из Петербурга и Ленинградской области заняли пьедестал всероссийского чемпионата по алгоритмическому и робототехническому программированию True Tech Champ  цифровой экосистемы МТС в этом году. Второе место в первом треке занял ученик Президентского физико-математического лицея №239 Владимир Звездин, а во втором две петербургских команды «Котята и роботы» и «Микро-мыши»...
Подробнее