В предложениях Минприроды предусмотрено не только поощрение, но и наказание. Законопроект подразумевает усиление ответственности за «брошенный» автомобиль.
А в среднем по стране, в возрастной категории старше 10 лет с момента производства сейчас насчитывается 18,43 млн автомобилей, многие из которых нуждаются в срочной утилизации. Наиболее старым является парк грузовых автомобилей – 62% машин старше 10 лет. Ежегодно в Петербурге выходят из строя около 50 тысяч машин.
«Сегодня в России затруднена процедура снятия с учета автомобилей, вышедших из эксплуатации, за владельцами машин законодательно не закреплена обязанность по их утилизации, администрации городов и районов ничего не могут сделать с бесхозными АТС, которые годами ржавеют во дворах домов», — отметил министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев, пишет Деловой АвтоКлуб.
Однако существуют два аспекта, которые грозят сделать это начинание формальным. Во-первых, в России отсутствует инфраструктура и технологии утилизации старых автомобилей. Максимум, что можно сделать в существующей ситуации, это просто свозить ржавые и отслужившие свой срок машины на специализированные автосвалки. Несомненно, это разгрузит улицы и дворы, но проблем экологии кардинально не решит.
Вторая проблема – это объем финансирования программы. Для того, чтобы очистить города от старых брошенных машин, потребуется выплатить их владельцам компенсации на общую сумму 20-25 млрд. рублей. Эксперты считают, что вряд ли правительство в ближайшее время сможет выделить хотя бы десятую часть этой суммы.
Кстати, в городе действует почти сотня фирм, которые в той или иной степени так же занимаются утилизацией «убитых» авто. В основном они выкупают у автовладельцев нерабочий транспорт, чтобы продать его на запасные части. По оценкам специалистов, реализовать можно в среднем 60% комплектующих с каждой машины (двигатели, амортизаторы, резина, стекла, сиденья, крылья, двери и т.д.). Однако это касается только наиболее ликвидных экземпляров — не слишком старых иномарок. Остальная техника, как правило, идет под пресс.