Большинство работ имеет сексуальный окрас, пишет газета «МК в Питере». Сидя на стуле с сигаретой в руке, мужчина странной внешности прижимает к себе голого мальчика. Еще на трех полотнах такой же голый мальчишка играет в шахматы со взрослым дядей. Рядом улыбающийся садист истязает связанную женщину на фоне заляпанной кровавыми пятнами стены.
Работы Тимофеева посвящены темной изнанке человеческих отношений, «тайной комнате» души, в которой персонажи картин разыгрывают варианты вечного сценария любви и смерти, пишет сайт Федерального агенства по культуре и кинематографии. Для художника интересен, прежде всего, сам человек и состояние его психики, тайны жизни, моральные условности, пренебрежение ими и, наконец, — смерть.
Александр Тимофеев родился в 1971 г., в Ленинграде, в семье художников. Учился в СХШ им. Б.В. Иогансона, затем — в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Российской Академии художеств, в Академии изящных искусств в Нюрнберге у Й. Грютцке. С 1994 года живет и работает преимущественно в Германии. С 1996 года ведет в Германии активную выставочную деятельность.
Соединив свой российский и германский художественный опыт, Тимофеев работает в иллюзорно-реалистической манере. Ему близок жанр психологического триллера, столь популярный сегодня в кино и литературе.
Картины Тимофеева полны говорящих деталей, их персонажи кочуют из сюжета в сюжет. Художник постепенно сформировал круг натурщиков-моделей. У каждого из них – свое амплуа. Художник, подобно режиссеру, распределяет роли, формирует мизансцену. Действующие лица: мужчина, женщина, ребенок – не столько реальные субъекты, сколько составляющие потаенного «Я», участники внутренних диалогов героя. Композиции Тимофеева со временем все чаще становятся вызовом, требуют серьезного осмысления. Нередко произведения Тимофеева вызывают экстравагантные ассоциации, он одевает мужские персонажи в женское платье, наделяет женские фигуры потенциальной агрессией, заставляя своих героев меняться ролями и, тем самым ставя под сомнение традиционное распределение половых ролей.
Картина «Диалог» («Игра поколений», 2007) в свое время стала причиной скандала в Германии. Произведение вызвало фурор и, в конце концов, было удалено с выставки по обвинению в пропаганде педофилии. «На самом деле все очень просто и совершенно безобидно, — объясняет художник, — ребенок — это он сам! И он сам — ребенок. Они оба — и то, и другое».
Игрушки. 2007. Холст, масло. 107 х 160.
Игра поколений III. 2007. Холст, масло. 89 х 160.
Реквием. Sostenuto drammatico III. 2007. Холст, масло. 140 х 96.
Основу выставки составляет полиптих «Реквием». Его персонажи связаны узами любви и ненависти. Они меняются положениями и ролями, переодеваются, перевоплощаются, живут и умирают друг в друге.
«У большинства из нас есть некая тайная комната, спрятанная в закоулках дома, в потемках души. Вход туда воспрещен не только посторонним. До поры до времени мы можем не знать, не помнить о ее присутствии, можем казаться себе искренними, радушными, не запирать дверей, не прятать глаз. Но однажды тайная комната даст о себе знать.
Картины Тимофеева – репортажи из таких тайных комнат. Говорят и показывают то, о чем обычно – молчим» — Любовь Шакирова, куратор выставки.
Мраморный дворец
Миллионная ул.,5/1
Телефон: 312-90-54
Гибель иллюзий. 2007. Холст, масло. 140 х 200.
Реквием Poco sanaute I. 2007. Холст, масло. 140 х 96.
Фото с сайта Русского музея