Торжество для евреев Петербурга в Большой хоральной синагоге на Лермонтовском проспекте начнется, во исполнение важной заповеди Пурима, с чтения свитка Эстер. Это раздел Священного Писания, в котором подробно рассказывается о событиях, произошедших в Персии в IV веке н.э. и приведших к установлению еврейскими мудрецами этого праздника.
Пурим в Большой хоральной синагоге
Одно из правил этого праздника — «напиться так, чтобы перестать отличать злодея Амана от праведника Мордехая». В этот день положено дарить друг другу съедобные подарки и делать щедрые пожертвования бедным, пишет газета «Мой район».
Согласно традиции, гости придут в синагогу в карнавальных костюмах. Пространство синагоги будет разделено на «игровые зоны»: «Восточный караван», «Персидский рай», «Иерусалимская месада» — кашерное кафе с традиционными угощениями праздника Пурим. Торжество будет сопровождаться музыкой групп «Виват, Россия» и «Burbulators». Ведущий праздника — шоумен Игорь Каиль. Семья, пришедшая в полном составе в самых оригинальных нарядах, получит гран-при — поездку в Израиль.
В воскресенье, 23 марта, в 18:30 празднование Пурима продолжится в клубе «Олимпия». Культурный центр при израильском посольстве предложит гостям поучаствовать в театрализованном представлении «Пуримшпиль», забавных конкурсах и дискотеке.
Адрес клуба «Олимпия»: Литейный проспект, 14. Вход на праздник бесплатный по предварительной записи по телефонам: 272-78-87, 719-88-20.
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА
Пурим — единственный из еврейский праздников, для названия которого взяли нееврейское слово. «Пур» по-персидски означает «жребий». Его бросал злодей Аман, чтобы узнать, какое время больше подойдет для уничтожения евреев. Так что воспоминания это слово рождает невеселые.
С другой стороны, нет такого праздника, где льется столько вина и звучит столько смеха, где специально приказано — веселиться!
Свиток Эстер — единственная из книг ТАНАХа, где ни разу не упоминается имя Всевышнего. Мудрецы объясняют: это было время «сокрытия Лица», когда из-за наших грехов перестало ощущаться влияние Б-га на дела этого мира. Евреи жили в изгналии. Их главная святыня — Храм — была разрушена. Как и теперь, еврей, живущий в те годы, мог сказать,что время чудес прошло, что единственно верный путь — постараться прочнее утвердиться в этом мире.
История Пурима описана в последней книге Танаха «Мегилат Эстер» (мегила – свиток). Атмосфера этого праздника необычна для религиозного еврея: громкое чтение в синагогах самого Свитка, прерываемое шумом трещоток, веселое театрализованное представление Пуримшпиль, шумное застолье…
Сама история незамысловата. Время действия – IV век до н.э., место – древняя Персия. Ассимилированные евреи периода вавилонского плена начали забывать свою Традицию, и Всевышний захотел им тактично об этом напомнить. Узурпатор Ахашверош возвышает Амана и делает его своим первым министром. А тот издает указ: первому министру каждый обязан кланяться. И евреи, как законопослушные граждане, начинают выполнять приказ наряду со всеми подданными царя. И только еврей Мордехай не желает кланяться аманам: только Б-гу! И за это Аман решает уничтожить всех евреев.
Эта «логика» пережила его на две тысячи лет. «Есть один народ, проникший во все структуры, не соблюдающий государственных законов, — народ, от которого исходит все зло. И правителю страны стоит лишь издать указ, чтобы народ сам отомстил своему врагу». Нет, это не из выступления очередного сегодняшнего лидера. Это всего лишь «переведенная» на современный язык цитата из Свитка Эстер. С этими-то словами и обратился к царю Ахашверошу один из «выдающихся» антисемитов древности – всесильный министр Аман. Он бросает жребий (по-персидски – «пур», отсюда название праздника), на какое число назначить погром. Не правда ли, удивительным образом история повторяется – снова и снова?
На пиру царь не глядя подписывает приказ Амана об уничтожении целого народа – и теперь это уже закон! Чудом об этом становится известно Мордехаю, и он… собирает еврейских детей (по преданию, 22 тысячи) и начинает обучать их основам Торы! И весь народ в течение года вернулся к еврейству, к традиционному образу жизни, несмотря на смертельную опасность. А царица Эстер, набравшись мужества, пошла к царю (что было не принято) просить за свой народ. И в конце все чудесным образом произошло наоборот: Аман был повешен на дереве, которое он уготовил Мордехаю, царь с той же легкостью издал другой указ (о праве евреев на самооборону), а день, который грозил стать одной из самых траурных дат, стал самым веселым праздником в еврейском календаре!