«Отелло» — вершина вердиевского театра; музыкальная драма, в которой композитор более всего приблизился к поэтике боготворимого им Шекспира, и во всей полноте представила могучую творческую индивидуальность композитора, сообщает Федеральное агенство по культуре и кинематографии.
Опера написана Верди на либретто Арриго Бойто по одноименной трагедии Шекспира. 5 февраля 1887 года с триумфом прошла премьера оперы на сцене Ла Скала. Уже 26 ноября того же года премьеру шедевра 74-х-летнего Верди показывает и Мариинский театр.
Мариинский театр неоднократно обращался к этому шедевру Верди. Сценические версии «Отелло» за более чем столетнюю историю постановок представляли выдающиеся режиссёры Исай Дворищин, Элайджа Мошински, Джанкарло Дель Монако, Юрий Александров. Новую постановку готовят режиссёр Василий Бархатов и художник-постановщик Зиновий Марголин, поставившие в предыдущем сезоне в Мариинском театре оперу Л. Яначека «Енуфа» и «Бенвенуто Челлини» Г. Берлиоза.
Нынешняя премьера продолжает путь Мариинского театра по сценическому воплощению современными силами шедевров Верди. В ряду последних премьер – первая успешная опера молодого Верди «Набукко», его последний шедевр «Фальстаф», одна из наиболее исполняемых опер мирового репертуара – «Риголетто» и др.
Режиссер Василий Бархатов о премьере «Отелло»: «Романтический театр Верди вывел на сцену людей невиданных страстей, открытого темперамента, широких жестов. По нынешним временам, когда жанр трагедии вызывает усмешку, а искреннее проявление чувств воспринимается как фальшь и театр пытается быть интеллектуальным и рассудительным, постановка «Отелло» – это движение в очень узком коридоре. Персонажи этой оперы, имена которых стали нарицательными, с их кажущейся ясностью поступков и побуждений на самом деле очень далеки от известных стереотипов. Очевидно, что произведение Верди-Шекспира – людей, которые на века нарисовали картину мира, — является бесконечно сложным отражением этой картины. Комплексы главного героя, удачливого в карьере, уверенного в делах, становятся объектом манипуляций окружения – оно использует его слабости. Жизнь Отелло «без страха и упрека» имеет обратную сторону. У него ясный взгляд на мир, но при этом его любовь слепа и эгоистична и все-таки подчинена карьере. Хотя бы потому, что плодом любви являются дети. Бездетная же семья не может быть счастливой. Мне кажется это важной темой оперы, которая у Верди есть еще и в «Макбете». Разрушительная энергия заблуждений главного героя приводит к всеобщей катастрофе».
Премьеру репетируют: Василий Горшков, Август Амонов, Ирина Матаева, Виктория Ястребова, Наталия Тимченко, Эдем Умеров, Сергей Мурзаев, Злата Булычёва, Любовь Соколова, Кристина Капустинская, Юрий Алексеев, Сергей Семишкур, Олег Балашов и другие.Отелло
опера в 4-х действиях
Музыка: Джузеппе Верди
Постановка: Василий Бархатов (2007)
Ирина Матаева
Владимир Галузин
Сергей Мурзаев
Дирижер: Валерий Гергиев
Либретто: Арриго Бойто по одноименной трагедии Уильяма Шекспира
Исполняется на итальянском языке
Начало спектакля в 20.00.
Театральная площадь, 1
Телефон: 326-4141
Краткое содержание оперы
Гавань морского порта. Вечер. Торжественная встреча Отелло, нового губернатора, сорвана внезапно налетевшей бурей. Горожане ищут Отелло среди выловленных тел – мало кто верит, что из этих волн возможно вырваться живым! В паникующей толпе внезапно слышится голос Отелло.
Среди тех, кто руководит восстановительными работами, – Яго, соратник и приближенный Отелло, мучительно завидующий своему патрону. Яго не может простить Отелло, что тот назначил на высокую должность молодого Кассио, обойдя его, Яго. В отместку Яго замышляет настроить против Кассио венецианца Родериго, влюбленного в жену Отелло Дездемону. Яго убеждает Родериго в том, что молодой красавец Кассио – его соперник.
Узнав об измене жены, Отелло решает, что сумеет казнить её сам. Он приказывает Яго достать яд, но тот советует задушить Дездемону в постели. Сам же Яго берется расправиться с Кассио.
Отелло убивает себя, чтобы разделить участь жены…
Подробнее — на сайте Мариинского театра