В блоге сатирика Виктора Шендеровича на сайте радиостанции «Эхо Москвы» сегодня появилась запись о ситуации с петербургским «Театральным журналом».
«…Петербург все-таки, что ни говори, город особенный.
Имперская закалка. Дух неволи, стройный вид… Державное теченье… ну вы помните. Река, и та в рамках. Шаг вправо, шаг влево… Короче, ну ничего там нельзя, на этих берегах!
Не по сравнению с Берлином даже — что нам берлины… — с Москвой!
Традиция. Чуть что — сразу в равелин.
Романовы.
Даже при «совке» нашелся свой романов, чтобы поддержать традицию. Бродского нельзя, Райкина нельзя, Юрского нельзя…
Это я к тому, что в настоящее время в городе на Неве сживают со свету «Петербургский театральный журнал» — за номер, посвященный политическому театру и театральному аспекту декабрьских протестов.
Грант на выход журнала дает город. Явно «перепутав свою шерсть с государственной», перепуганное «смольное» начальство поспешило отречься от злосчастного шестьдесят девятого номера «ПТЖ» — и отказалось возвращать деньги, затраченные на его издание.
Группа профессоров-экспертов, по просьбе журнала, подтвердила, что опубликованные тексты полностью соответствовали «паспорту издания» — Смольный даже не посчитал нужным ответить. Не добившись объяснений, редакция, пытаясь спасти журнал, выразила готовность изъять затраты на злосчастный № 69 из финансирования, но Смольный решил идти до упора…
Москва для свободной мысли тоже не сахар, но до закрытия по цензурным соображениям театральных журналов дело тут, кажется, еще не доходило».
СЮЖЕТ 100ТВ
Сайт Лениздат.ру так описывают ситуацию… 28 ноября Комитет по печати направило редакции официальное письмо, в котором сообщается: затраты по созданию № 69 «Петербургского театрального журнала», а это 350 тысяч рублей, не будут компенсированы.
22 августа комитет по печати предоставил «Петербургскому театральному журналу» грант в размере 1 млн 498 тысяч рублей. Процедура выделения средств на поддержку СМИ предусматривает создание паспорта проекта, которому редакция следует при создании каждого очередного номера.
Редакция издает номер, а уже после того как он выходит в печать, отчитывается перед комитетом, предоставляя информацию о понесенных затратах и его содержании.
Паспорт проекта предусматривал создание № 69 «Петербургского театрального журнала», а в нем раздела, посвященного взаимоотношениям театра и реальности, о чем комитет был поставлен в известность. Паспорт проекта был утвержден.
Однако после того, как номер вышел в свет, ведомство предъявило претензии редакции: «Петербургский театральный журнал» опубликовал материалы, которые, по версии ведомства, не соответствуют паспорту проекта.
Таковыми комитет посчитал пять публикаций:
1) М. Чуклинов «Мы протестуем, мы недовольны, или Митинг как театр»;
2) Н. Песочинский «Театрализация реальности: как это было»;
3) О. Тотухова «Жизненный фарс и театральное действо. Слияние»;
4) Донатас Грудович «О правилах жизни»;
5) Л. Чернова «Запретить нельзя поставить» (о спектакле «БерлусПутин»).
Заявление комитета означает, что ведомство намерено внести юридические поправки в договор, заключенный между комитетом и редакцией «Петербургского театрального журнала», уменьшив сумму гранта на 350 тысяч рублей.
Судя по заявлению комитета, остальные номера журнала пока вне опасности, лишать издание финансирования ведомство не намерено.
В письме сказано: редакция «Петербургского театрального журнала» может отчитаться по следующему № 70 «в строгом соответствии с договором и его приложениями». Также в послании сотрудников комитета указано, что редакция вольна обратиться в арбитражный суд, если считает решение ведомства по № 69 необоснованным.
— Это политическая цензура, притом ясельного типа. Ведь мы даже не политический журнал, не News Times, мы театральное издание. Взаимодействие театра и реальности – классическая для театроведения тема.
Я прекрасно понимаю, какой материал театроведческий, а какой – политический. О политике я писать просто не умею, хотя и хочется. Как профессор театральной академии, я совершенно искренне не понимаю критериев, которыми комитет по печати руководствуется при оценке театроведческих материалов. Ведомство демонстрирует свой глубокий непрофессионализм. — считает главный редактор журнала Марина Дмитревская.
Вице-губернатор Василий Кичеджи (он курирует в городском правительстве в том числе и СМИ) прокомментировал ситуацию с журналом, заявив, что о цензуре речи не идет:
«Грант комитета по печати и взаимодействию со СМИ «Петербургскому театральному журналу» будет исполнен… К сожалению, нет (цензуры), и не предполагается в будущем, говори все, что хочешь». «Но, безусловно, власть имеет свой взгляд на происходящее, — продолжил вице-губернатор. — Я лично против того, чтобы в изданиях, которые издаются с помощью власти (вообще они издаются на деньги налогоплательщиков — прим. ГАZЕТЫ.СПб), были такие публикации», пишет ИА REGNUM.