В Двенадцатиколонный зал поместилось, казалось бы, совсем ничего из огромного наследия труженика, почти сорок лет прожившего в мастерской-пещере на Монпарнасе. Перфекциониста, постоянно страшившегося, что у него ничего не получается: друзья и мама отбирали у него работы, опасаясь, что в процессе совершенствования состоявшийся шедевр просто исчезнет, пишет «Коммерсант».
27 скульптур, три десятка гравюр и картин — но весь путь Джакометти как на ладони. Скупо и добросовестно обозначены эксперименты тех лет, когда Джакометти еще не стал самим собой. Ученический постимпрессионизм: влияние отца, швейцарского художника. Кубизм. Плоские, абстрактные скульптуры: в 1929 году они в одночасье прославили скульптора, ввели в высший свет авангарда. Андре Бретон принял его в группу сюрреалистов: ему катастрофически не хватало своего скульптора. Меценат виконт де Ноай заказал скульптуру для сада, поэт-коммунист Луи Арагон — антиимпериалистические рисунки. Поэт Мишель Лейрис написал эссе — первое в длинном ряду текстов о Джакометти, которые напишут Жан Жене, Жан-Поль Сартр, Морис Мерло-Понти.
Фото leninimports.com
А дальше случилось нечто мистическое. В 1935 году Бретон отлучил Джакометти от сюрреализма, впрочем, он так обошелся почти со всеми соратниками. На 12 лет скульптор исчез, не выставлялся, замкнулся в мастерской. В 1948 году на выставке в Нью-Йорке предстал новый скульптор, ваявший людей и животных так, как никто еще не ваял. Шедевр за шедевром: главные из них выставлены в Эрмитаже.
«Человек, пересекающий площадь». Фото artinthepicture.com
Фигуры Джакометти живут на грани исчезновения, растворения в воздухе, рассыпания в прах. Сначала они становились почти микроскопическими. Скульптор уверял, что передавал образ внезапно появившегося вдали знакомого, которого толком не разглядеть,— но мало ли что говорят художники. Создав знаменитую «Собаку» (1951), он расскажет, что, возвращаясь ночью домой, ощутил себя собакой и увидел улицу ее глазами, снизу вверх. Кажется, он был наделен отличным чувством юмора.
«Собака». Фото frazer.rice.edu
«Собака» и «Человек, пересекающий площадь» (1949) — «визитная карточка» Джакометти. Словно отлитые в бронзу тени, упавшие на землю под косыми лучами летнего солнца. Истончившиеся до бесплотности. Вытянувшиеся до предела. Иногда, словно чтобы не оторваться от земли, они опираются на циклопические ступни. Чаще — почти преодолели земное тяготение. Элегантные призраки, загадочные, хранящие при всей экстравагантности память о классической пластике.
СПРАВКА: Альберто Джакометти вошел в число легендарных художников прошлого столетия. Он родился в 1901 году в семье художника, и с детства начал заниматься лепкой и живописью.
Фото ovationtv.com
В юности он обучался живописи в Женеве, путешествовал по Италии, где познакомился с классикой итальянского искусства и памятниками Древнего Рима. С 1922 года Джакометти жил и работал в Париже, учился в студии Гранд Шомьер у Эмиля Антуана Бурделя. Ранние его работы выполнены в реалистичной манере, в Париже он испытывал влияние кубизма. После Второй мировой войны, годы которой Джакометти прожил в Женеве, он приходит к новой, более гуманистической манере в скульптурах, портретной живописи и графике.
По мнению искусствоведов, в творчестве Джакометти прослеживается его постоянное стремление экспериментировать в различных материалах и жанрах искусства, включая в композицию изображения людей, явления природы, предметы быта. Художник открывал скрытую сущность привычно незамечаемых, обыденных вещей. При этом сам Джакометти в своих записях и литературных эссе опровергал любую привязку его стиля к какому-либо направлению в философии и движению в искусстве, сообщает ИТАР-ТАСС.