Окрестности Нарвской — это настоящий центр такого недооцененного архитектурного стиля, как конструктивизм. Этот стиль продержался на пике моды совсем недолго — с 1928 года по середину тридцатых, когда «курс партии» (а вместе с ним и угодной партии архитектуры) резко изменился в сторону так называемого «сталинского ампира».
Но за эти несколько лет в Ленинграде построили множество интереснейших зданий в стиле конструктивизма, и больше всего — именно в районе площади Стачек, которая должна была стать лицом и визитной карточкой города трех революций. Поэтому в нашем обзоре будет так много конструктивистских зданий — ведь они, даром что не входят в туристические путеводители, крайне интересны и с точки зрения истории, и с точки зрения архитектуры.
Фабрика-кухня Кировского района (Площадь Стачек, 9)
Фабрики-кухни как идея были придуманы, чтобы освободить советскую женщину от кухонного рабства. Объявив войну «мещанским закопченным кухням», молодая советская власть строила новые дома вообще без кухонь (как, например, в Слезе Социализма, о которой мы рассказывали в одном из прошлых маршрутов). Функцию кухонь должны были взять на себя огромные фабрики, способные накормить десятки тысяч людей в день.
Фабрика-кухня была одновременно фабрикой и гигантской столовой. Масштабы замысла поражали: так, Нарвская фабрика-кухня занимала целый квартал и была способна готовить до 60 тысяч комплексных обедов в день. Часть из них съедалась в столовой фабрики-кухни, другая часть распределялась по заводским и фабричным столовым, а кое-что продавали и в розницу.
В подвале здания находились продуктовые склады и холодильные установки, в полуподвале — комнаты для персонала и хлеборезки, на первом этаже — лаборатория, производственные помещения и магазин полуфабрикатов, на втором — огромные столовые, которые впервые в СССР работали по принципу самообслуживания. Был еще третий этаж с праздничными залами и летняя терраса на крыше.
Впрочем, идея себя не оправдала, и Нарвская фабрика-кухня (вместе с множеством таких же в других районах и городах) прекратила свою работу. Сегодня в здании находится Кировский универмаг и — что самое забавное — «Макдоналдс», который когда-то задумывался именно как фабрика-кухня (да и сегодня реализует на практике идеалы быстрого и дешевого питания).
ДК имени Горького (Проспект Стачек, 4)
ДК Горького — первый Дворец культуры не только в Ленинграде, но и в СССР. Сцена дворца на 1900 мест помнит Владимира Маяковского, Зинаиду Райх, Алису Коонен, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко, Аркадия Райкина, Андрея Миронова, Олега Янковского, Дюка Эллингтона с оркестром и даже Би Би Кинга.
Но главное, ДК очень интересен с точки зрения архитектуры: строгое и мужественное здание, с его четкими геометрическими формами и огромными стеклянными витражами, в 1937-м получило гран-при на Всемирной выставке в Париже. Кстати, автором первоначального проекта был Ной Троцкий — тот самый, что несколькими годами позже построит Большой Дом.
Сегодня ДК (кстати, недавно отреставрированный) работает как концертная площадка. Кроме того, при нем работают 78 (!) творческих и спортивных кружков: как классических, так и совершенно экзотических (например, где-то здесь можно научиться полицейскому джиу-джитсу, как гласит реклама на фасаде).
Дом технической учебы (Улица Черных, 4, корп. 1)
Продолжаем тему конструктивизма. Дом технической учебы изначально был задуман продолжением ДК Горького. Обычное и скучное, казалось бы, вытянутое здание внезапно оканчивается красивым пластичным выступом параболического очертания.
Построенный как центр повышения квалификации рабочих, дом почти полностью выгорел в восьмидесятые и много лет стоял заброшенным. К счастью, в 2012 году его реконструировали (а во многом заново построили) — и включили в список охраняемых зданий, а заодно и в путеводитель по ленинградскому авангарду.
Читать продолжение прогулки— часть 2.