Четверг, 13 ноября 2025
$81.36 €94.2 ¥11.41
3.9 C
Санкт-Петербург

Милиционера, убившего студента и ранившего его друга, приговорили к четырем годам общего режима

Алексей Николев, обвиняемый в убийстве студента Виталия Шумилина и ранении его друга, признан виновным и приговорен к 4 годам общего режима.

Как передает «Фонтанка» из Московского федерального суда, после оглашения приговора Николев начал слишком бурно выражать эмоции, после чего из зала заседаний попросили всех посторонних. Спустя некоторое время в зал зашли медработники «Скорой помощи» и различные милицейские чины, вплоть до подполковника. Преступника увезли на «Скорой» в больницу.

Напомним, вчера Николев попросил прощения у матерей пострадавших от его действий, но отказался от выплаты морального вреда потерпевшим.

Подсудимый сказал, что сам, будучи отцом, знает, что эта потеря невосполнима. К сожалению, отметил Николев, Виталий Шумилин погиб от его руки, но это произошло при выполнении им служебных обязанностей. Виновным себя он так и не признал.

Напомним, в июле 2001 года сержант Алексей Николев разрядил свое табельное оружие в студентов Горного института Дмитрия Мачихина и Виталия Шумилина. У них, возвращающихся с дня рождения чуть навеселе, было слишком радостное настроение. А веселье таких не нюхавших пороха мальчиков нередко выводит из себя тех, кто, как и Николев, побывал в «командировке» в Чечне. В октябре 2004 года суд вынес постановление о том, что Николев, «умышленно, сознавая, что превышает меры, необходимые для задержания, произвел с целью причинения смерти 4 выстрела». Но тогда, после «задержания», преступниками попытались представить самих студентов – они были заключены под стражу непосредственно в реанимации. Виталий Шумилин от полученных ран умер. Дмитрий Мачихин стал инвалидом. Дело Николева, приговоренного к 5,5 годам лишения свободы, направили на повторное рассмотрение, а его самого – по ходатайству коллег – освободили под подписку о невыезде, пишет «Новая газета».

Эту «спецоперацию» в НИИ Скорой помощи за пять лет не забыли. Круглосуточный конвой в реанимации — не иначе как постреляли опасных бандитов?

Один из раненых рассказать ничего не мог (выстрелом в спину пробиты спинной мозг, трахея, пищевод). Второй (огнестрельный перелом крестца, пуля в мошонке, ранения бедра, голени, болевой шок 1-й степени) – мог и хотел, но к нему милиция никого не подпускала. Наталья Шумилина, девять суток дежурившая у дверей палаты, где умирал ее сын, рассказывает:

«Дознаватель Качалова заявляла  “Мать преступника прав на свидание не имеет!” Врачи объясняли конвоирам, что сын парализован полностью и навсегда. Безрезультатно. Все они, 8 человек, были из 51-го отдела Московского РУВД. Тогда мы еще не знали, что они – сослуживцы убийцы и дежурят здесь незаконно. Врачи буквально заставляли их ненадолго пропускать меня в палату, пишет издание. Виталька все время был в сознании и страшно мучился. Пытался шептать: “Скажи папе… я ничего не сделал».

Из приговора федерального суда Московского района Санкт-Петербурга от 22.10.2004 г.: «…умышленно, сознавая, что превышает меры, необходимые для задержания, произвел с целью причинения смерти 4 выстрела… у Николева отсутствовали какие-либо законные основания для применения оружия».

Из иска Шумилиной к ГУВД: «Поза, в которой они, вывернув руку, приковали израненного Диму Мачихина, приводила в ужас медиков. Качалова ежедневно предпринимала попытки приковать и Виталика, что держало меня в состоянии постоянного ужаса. Я даже принесла фотоаппарат, чтобы, когда приоткроется дверь, снять пытки над Мачихиным и отнести фото в прокуратуру, но он был выбит конвоирами у меня из рук».

На 4-е сутки, в 3 часа ночи, в больницу ворвалась новая милицейская бригада. «В Кресты обоих!» — «Арестовать неходячих? А где ордер?» — грудью встали медсестры. «Той ночью девочки отстояли меня, заслонив собой», — рассказывал потом Мачихин. – А утром бравый дознаватель Качалова раздобыла-таки бумагу на его арест. «Им все-таки удалось вывезти меня до появления моей матери. Мама, прилетев накануне ночью из Воркуты, не знала, в какой я больнице. Обратилась в милицию – и, по случайности, как раз в 51-й отдел! Ей солгали, что сведений обо мне нет. И сразу, среди ночи, выслали за мной бригаду для ареста». Утром Дмитрия погрузили в уазик вместе со всеми дренажными шлангами, свисающими из ран в баночки.

В тюремной медчасти его опять приковали к койке. Капитан Качалова требовала подписать признание – мол, были пьяны, учинили драку. В обмен обещала свидание с матерью. Дима не соглашался.

 -Тогда ко мне подошел госадвокат, сказал: «Лучше подпиши “частично согласен”, а то за тебя другие подпишут». Я понял – главное, чтобы мама узнала правду, и написал эти слова, я ведь согласен с тем, что был пьян, – у меня был день рождения…

И вот на 5-й день в семьях наконец узнали, как было дело. Адвокат Холявко посоветовал родственникам обратиться к правозащитнику Юлию Рыбакову (тогда – депутату Госдумы). В ходе депутатского расследования выяснилось, что дело, состряпанное против «хулиганов», пополнилось подложными документами о том, что стреляли в них не на Московском проспекте, а в изоляторе временного содержания, а Николев вообще ни при чем.

В рапорте (лист дела 99) и заключении (л.д. 90) со ссылками на журнал учета информации (ЖУИ) №26 от 14.07.2001 (даты грубо исправлены) и ЖУИ №459 от 09.07.2001: «Мачихин находился в ИВС Московского района и был ранен при побеге из ИВС. А.В. Маслаков, А.Е. Диргела». В акте (л.д. 100) от 14 октября 2001: «14.07.2001 (дата опять же исправлена) в ИЗО-4 был доставлен Мачихин из ИВС Московского р-на. Пентюк, Смирнов, Федотов».

Хотя прокуратурой доказана ложность этих актов (л.д. 101), никаких мер к их авторам принято не было. Но все же, несмотря на все старания Московского РУВД, дело развалилось. Дмитрия пришлось выпустить. А Виталия спасти так и не удалось.

Из иска Шумилиной: «Также моральный ущерб был нанесен мне во время похорон, когда лейтенант Московского РУВД Пазычев и сотрудник (в штатском) Ветров ворвались в зал морга и, растолкав родных, цинично разогнув в гробу руки моему сыну, принялись снимать у него отпечатки пальцев со словами «были бы отпечатки, а розочка найдется». Как я потом узнала, речь шла о попытке сфальсифицировать наличие битой бутылки, которой кто-то якобы угрожал Николеву».

Только после депутатского запроса прокуратурой было наконец возбуждено дело против милиционера, но всего лишь в связи с превышением полномочий.

Молодой следователь Ливанцев, расследовавший дело Алексея Николева, словно сошел с киноэкранов советских лет – человечный, неравнодушный. Следствие он провел быстро и профессионально. Но в суде дело забуксовало. Только на четвертом году был вынесен приговор Николеву – пять с половиной лет колонии, и его взяли под стражу. Но Горсуд, не оспаривая сути приговора, отменил его – из-за канцелярской ошибки. Все началось сначала. Убийца был немедленно освобожден.

Шестой год Наталья Шумилина один на один борется со всей огромной машиной питерских силовиков. Дмитрий Мачихин – бывший круглый отличник, а ныне полный инвалид – подавать иск не стал: «Дал слово маме, что в бандитский город больше ни ногой». Легко понять его мать, которая, чудом не потеряв сына, не хочет, чтоб он опять столкнулся с тем, кто его чуть не убил. Нетрудно понять и свидетелей (чьи показания на следствии помогли изобличить Николева во лжи), которые пять лет не приходят в суд – из обыкновенного страха.

Ведь подсудимый не хочет хотя бы разыграть раскаяние. Он гордится своими снайперскими упражнениями в центре культурной столицы. На вопрос суда: «Не хотите выразить сочувствие матери погибшего?» – отвечал: «Еще чего». А один раз попытался разбить ногой телекамеру «Вестей» Российского телевидения.

А что еще ждать от него, с 11 лет состоявшего на учете в психоневрологическом диспансере и 4 раза лечившегося в психиатрических больницах с диагнозом «психопатия»? (л. д. 210–213) Заметим, психопаты – не сумасшедшие. Психопат – это человек вменяемый, отвечающий за свои действия (что подтвердила и судмедэкспертиза), но склонный к агрессии, так сказать, по зову души.

Кстати, скрыть все это и устроиться в милицию таким, как Николев, нетрудно – приносимые справки из ПНД там, оказывается, никто особо тщательно не перепроверяет. И сколько еще таких психопатов работает в органах – тайна, покрытая мраком…

Ходатайство за подписью и. о. начальника РУВД Московского района Медведева о смягчении наказания Николеву (л.д. 280): «Инициативен, с гражданами был всегда вежлив и корректен… всегда правильно применял на практике нормативные акты… направлялся в район боевых действий в Республику Чечня, где применял оружие в порядке, установленном нормативными актами… с местным населением был также вежлив».  

Судебное заседание по этому делу откладывалось 24 (!) раза. Сторону потерпевших все это время представляли петербургские правозащитники — выживший Дмитрий Мачихин, его родители и мать Виталия Шумилина после первого судебного заседания заявили, что больше никогда не приедут в город, где милиционеры стреляют в спины ни в чем неповинных молодых людей.

Узнавайте о новостях первыми в наших официальных каналах в Telegram и Дзене

Поделиться:

Читайте также

В течение отчетного периода наливной комплекс обрабатывал в среднем 106 автоцистерн в сутки, что в сумме составило 1155 машин за месяц. Погружены два судна с дедвейтом от 26 до 30 тысяч тонн. С начала года, за 10 месяцев, объем перевалки аммиака на терминале достиг 450 тысяч тонн. Самым результативным месяцем года пока остается январь, когда на флот было погружено 63,9 тысячи тонн аммиака.Как сообщили в компании, за все время работы терминал принял порядка 55 тысяч автоцистерн. Этот вид транспорта пока остается единственным для доставки аммиака.  Способ транспортировки зарекомендовал себя как безопасный и адаптивный, и будет использоваться и после запуска железнодорожной доставки аммиака в адрес терминала.Port Favor  продолжает активно развивать инфраструктуру, подготовка к запуску второй технологической линии комплекса идет полным...
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области абоненты МТС получили доступ к новым функциям для телефонных разговоров, работающим на алгоритмах искусственного интеллекта. Речь идет о двух ключевых сервисах: переводе голосового звонка в текстовый чат и автоматической записи бесед с их последующей текстовой расшифровкой. Эти опции доступны при общении с абонентами всех российских операторов связи.Функция «Звонок в чат» предназначена для ситуаций, когда лишний шум, нахождение на встрече или в транспорте мешают принять вызов. Отклоненный звонок перенаправляется в диалог внутри приложения «Мой МТС», где голосовой ассистент соединяет сторон. Пользователь видит речь звонящего в виде текста и может ответить, выбрав один из предлагаемых системой вариантов или напечатав свой собственный, который ИИ озвучит собеседнику.Вторая новинка — «Интеллектуальная запись разговора» — позволяет сохранять как аудио входящих...

Популярное

Новости дня

По теме

Подпишись на наши соцсети

Сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

ИЛИ ПИШИТЕ