По данным Российской гостиничной ассоциации, в июне-июле 2008 года сотрудники управления милиции по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке провели более 100 проверок в петербургских отелях.
По информации одного из отельеров, проверкам подверглись как мини-отели, такие как «Акварели», «Анабель», «Блюз», так и крупные гостиничные комплексы, такие как «Азимут» (бывшая гостиница «Советская»). Во всех этих отелях от комментариев отказались, сообщает dp.ru.
По словам владельцев мини-отелей (во избежание проблем с ГУВД они попросили не называть имен), милиционеры проверяют, есть ли в номерах и в фойе гостиниц телевизоры, радиоприемники и другие воспроизводящие устройства. А затем требуют предъявить договор с правообладателем произведений, которые посредством этих устройств «становятся доступными для слухового восприятия публикой».
Договоров ни у кого нет, поэтому под угрозой штрафа (от 50 до 800 тыс. рублей) их требуют заключить. Либо напрямую с авторами и исполнителями (что нереально), либо с двумя общественными организациями — Общероссийской общественной организацией «Российское авторское общество» (РАО) и НП «Российское общество по управлению правами исполнителей» (РОУПИ).
Законное ограничение
Напомним, с 1 января 2008 года на территории РФ вступила в силу 4-ая часть Гражданского Кодекса РФ, регулирующая правоотношения в сфере авторских и смежных с авторами прав.
Согласно Конституции РФ интеллектуальная собственность охраняется законом.
Гражданским законодательством установлено, что другие лица не могут использовать результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя. Свободное, то есть без согласия автора или иного правообладателя, публичное исполнение произведения допускается только при проведении официальных, религиозных церемоний, либо похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний. Ответственность за нарушение указанных требований предусмотрена КоАП РФ и УК РФ.
А для законного публичного воспроизведения музыкальных произведений пользователям (предприятиям общественного питания,отелям, магазинам, развлекательным центрам) необходимо получить разрешения от авторов или иных правообладателей, то есть заключить договор или платить вознаграждения.
Проверяют все
В ГУВД информацию о проверках подтверждают лишь косвенно. «Проверки ведутся не только по авторским правам, — уверяет пресс-секретарь ГУВД Петербурга и Ленобласти Вячеслав Степченко, — а вообще по соблюдению административного и уголовного законодательства. В частности, позавчера в одной из гостиниц выявили факт организации деятельности проституток».
«Разумеется, они проверяют все, — комментирует один из отельеров, — но только после того как мы выказываем сомнение в законности требований РАО и РОУПИ. И тогда остается лишь гадать, что они могут найти у тебя в номерах».
Большинство владельцев отелей подписали договоры, чтобы избежать проверок в горячий для отрасли летний период. Но, как сообщил директор петербургского филиала Российского гостиничной ассоциации Алексей Мусакин, усомниться держателям отелей есть в чем.
«По закону деньги с нас собирать может лишь аккредитованная организация. Ни РАО, ни РОУПИ таковыми не являются, так как аккредитация начнется в сентябре». Также, по словам Мусакина, вызывает сомнения трактовка гостиничных номеров как публичного места. «Есть мнение, что номер — это временное жилище и относится не к публичной, а к частной жизни, — говорит он. — Мы направили запрос в Россвязьохранкультуру и ждем разъяснений на этот счет».
Перевозчики к проверкам готовы
Кроме отелей в списке потенциальных клиентов РАО и РОУПИ значатся всевозможные предприятия общепита, торговли, транспорта и др. Платить «за музыку» должны не только рестораны, но даже бани и маршрутки, в которых установлены магнитолы.
Петербургские пассажирские перевозчики в ожидании милицейских проверок уже готовятся к решительным действиям. «Это извращение самого понятия авторских прав, — считает вице-президент Ассоциации независимых перевозчиков Петербурга Александр Масюк. — Мы будем судиться, а если это не поможет, то пассажиры просто будут ездить в тишине».
Рестораторы настроены более миролюбиво. «Вопрос о том, что платить надо, даже не обсуждается, — комментирует ситуацию вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Александр Иванов. — Мы ведем диалог о том, кому платить и сколько. Все это требует дополнительных решений от властей».