У нас же картина несколько иная — цены на нефть на биржах упали в разы, а заправлять машину приходится почти по той же цене, что и несколько месяцев назад.
И хотя после вмешательства Федеральной антимонопольной службы ценник медленно пополз вниз, вскоре он опять застыл на месте.
Цены на российскую нефть Urals упали почти до $47 за баррель, что почти в 3 раза ниже той отметки, на которой они держались всего четыре месяца назад. Аналитики прогнозируют дальнейшее падение цен до $40 за баррель из-за снижения объемов потребления, пишет Аu92.ru.
Международное энергетическое агентство считает, что в 2009 году спрос на нефть упадет почти в 2 раза по сравнению с текущим годом и достигнет 350 тыс. баррелей в сутки. Однако это не значит, что бензин подешевеет в три раза или хотя бы на треть, предупреждают эксперты.
Америка уже заправляется подешевевшим бензином
К настоящему времени средняя стоимость автомобильного топлива в США снизилась более чем в два раза по сравнению с июлем нынешнего года, когда этот показатель составлял 4,11 доллара, пишет Прайм- ТАСС.
Сейчас углеводородное сырье подешевело более чем на 60%, и баррель нефти в Нью-Йорке стоит 49,93 долларов. Американские водители заправляются дешевле, но что же в России?
Цены не стремятся падать
Самое популярное для отечественных легковушек топливо Аи-92 уже подешевело почти на полтора рубля. Но оказывается, что цены могли бы быть и ниже, ведь оптовая стоимость за месяц упала чуть ли не на 20%.
Сами поставщики объясняют такое положение с внутренними ценами на бензин в рознице тем, что до них изменения доходят с небольшой задержкой, так называемым «временным лаком», — сообщил источник в одной из крупнейших топливных компаний Петербурга. — Он составляет около 25 дней, отмечает «Комсомольская правда».
Дескать, если цена на нефтеперерабатывающем заводе падает 1-го числа, то на АЗС изменения автомобилисты почувствуют только 26-го. С одной стороны все верно: надо же распродать купленный раньше и дороже бензин. Объясняют специалисты и тем, что большинство перепродавцов топлива работают на основе предоплат, а издержки за уже взятые кредиты вынуждены платить автовладельцы, заправляющие свои машины.
Потеря выгоды
Однако в большей степени падению цен на нефтепродукты на внутреннем рынке может поспособствовать техническое перевооружение нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Сейчас российский бензин просто не может подешеветь – перерабатывающие мощности давно уже устарели, себестоимость производства высока, глубина переработки редко где превышает 45-50 %.
Наконец, серьезным фактором, препятствующим снижению цен на бензин в России, стало резкое сокращение таможенных пошлин на экспорт российской нефти.
Впрочем, по мнению экспертов, в ближайшее время цены на бензин все же должны будут понизиться.
Отметим, что, по данным мониторинга Аu92, средние розничные цены на бензины и дизельное топливо в Санкт-Петербурге и Ленобласти с 19 по 26 ноября снизились в среднем на 2%, или почти на 50 копеек за литр.
За отмеченный период продолжали снижать цены крупные компании: ЛУКОЙЛ, ПТК, Neste, ТНК-ВР, SHELL, Фаэтон, Славнефть, Татнефть; подешевело топливо и у средних и мелких операторов рынка.
Данные на 26 ноября 2008 года
А-76/80 | Аи-92 | Аи-95/96 | Аи-98 | ДТ | |
Средние цены по всем АЗС (более 600) на 26.11.08 г., в руб./л | 18,82 | 22,24 | 24,68 | 28,97 | 23,19 |
Изменения за неделю, в руб./л | -0,48 | -0,48 | -0,51 | -0,47 | -0,46 |
Изменения за неделю, в % | -2,3% | -2,1% | -2% | -1,6% | -1,9% |
Рисунок: ИА АИ 92.ру
Кстати
Президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин на днях заявил, что, несмотря на заявление Федеральной антимонопольной службы о необходимости дальнейшего снижения стоимости топлива, розничные цены на бензин стабилизируются и снижение прекратится.
«За последний месяц цена на 95-й бензин упала с 26 рублей до 24,60 рублей. Мы дошли до уровня рентабельности 15-20%. Если падение продолжится, компании будут работать «в ноль», — рассказал он.
Получается, что пока рассчитывать особенно на то, что цены на бензин на городских заправках понизятся и будут хотя бы немного соответствовать реальным мировым — не приходится.