История «Броненосца Потемкина» — это череда цензурных правок. Фильм перемонтировался, из него пропадали титры — сначала эпиграф Льва Троцкого из текста его работы «Революция в России», потом ритмичные реплики «белого стиха» Сергея Третьякова, после того как он был объявлен врагом народа. В 2005 году Немецкая фильмотека взялась отреставрировать киноленту, чтобы картина предстала современному зрителю в том виде, в котором она демонстрировалась 24 декабря 1925 года депутатам XIV съезда ВКП (б) в московском Большом театре на торжественном собрании по случаю 20-й годовщины революции 1905 года, пишет «Коммерсант».
К немецкой премьере «Потемкина», состоявшейся 29 апреля 1926 года, композитор Эдмунд Майзель, которого связывали с режиссером Сергеем Эйзенштейном дружеские отношения, написал развернутый симфонический саундтрек. Именно с этого показа началась мировая слава кинофильма. Идея исполнить эту музыку в Петербурге вместе с показом отреставрированного «Потемкина» появилась у директора петербургского отделения Гете-института Ральфа Эппенедера. Правда, он некоторое время сомневался, вызовет ли такой показ интерес у современной петербургской публики.
Фото kinosphera.org
Чтобы развеять сомнения, господин Эппенедер предпринял в сентябре этого года импровизированный опрос среди кино- и музыковедов, по ходу выясняя, как было бы лучше провести такой показ. В результате вместо идеи кинопоказа с музыкой (в Доме кино или кинотеатре «Родина») была принята контридея — концерт с видеорядом. Для этого были задействованы зал и коллектив, с которыми событие можно было бы провести по высшему разряду, оркестр Мариинского театра и концертный зал «Мариинский», который кроме лучшей в городе акустики обладает еще и превосходными мультимедийными ресурсами для видеопроекций. Петербургская публика тоже не подвела господина Эппенедера: последний билет был продан за две недели до концерта-сеанса.
Сразу после показа оркестру Мариинки и немецкому дирижеру Хельмуту Имигу была устроена овация, продолжительности которой позавидовали бы оперные дивы. В этом успехе несколько причин. Во-первых, на поверку оказывается, что целиком этот «лучший фильм всех времен и народов» мало кто видел. Современный зритель имеет представление о «Потемкине» скорее по цитатам, и для большинства в зале этот показ был премьерным. Во-вторых, симфоническая музыка Эдмунда Майзеля, предельно органично и с покадровой подробностью вплетаясь в видеоряд, доводит драматический накал эйзенштейновского «Потемкина» до самой крайности. Сочное оркестровое письмо с обилием меди и ударных инструментов позволяло композитору звукописать все психологические оттенки плакатного зрелища Эйзенштейна.
Фото kinosphera.org
Настоящий катарсис случился в заключительной сцене — ожидание боя с адмиральской эскадрой. Огромная звуковая волна, вздымаясь и постепенно ускоряясь, наползала на зал. Композитор рассчитал ее таким образом, чтобы кульминация фильма стала не точкой, а целым полем крайнего нервного напряжения.
В музыке Эдмунда Майзеля узнаются черты советского музыкального конструктивизма, она очень созвучна его представительным образцам — «Заводу» Александра Мосолова, «Комсомолии» Николая Рословца, «Золотому веку» Дмитрия Шостаковича, Первой симфонии Гавриила Попова. Это были годы, когда совсем ненадолго, всего на несколько лет российское и немецкое искусство дышали одним воздухом. Обе культуры жили одними и теми же утопиями. И здесь проступает еще один секрет успеха этого концерта-сеанса: он обратился к той краткой оттепели между двумя военными катастрофами, когда казалось, что русские и немцы понимают друг друга лучше, чем кого-либо еще в этом мире.
Фото kinosphera.org
«Броненосец Потемкин»
Режиссёр: Сергей Эйзенштейн
В ролях: Александр Антонов, Владимир Барский, Григорий Александров, Иван Бобров, Михаил Гоморов, Александр Левшин, Константин Фельдман, Беатрис Витольди, Юлия Эйзенштейн, Сергей Эйзенштейн, Андрей Файт
Жанр: драма, исторический
Год: 1925