Листать американские статьи, посвященные январскому турне «Мумий Тролля» — сплошное развлечение. Смешались в кучу штампы о запрете рок-н-ролла в Советском Союзе, Сибирь и клубы где-то в Солт-Лейк-Сити. Что касается музыки, то здесь вам и «русский Pink Floyd», и — честное слово — «смесь Bauhaus и Pearl Jam под водкой». Для выдавших последнее определение фантазеров из Миннеаполиса природа рокапопса так и останется, наверное, за границей понимания. «Мумий Тролль» для американцев — не более чем забавные рок-н-ролльщики из богом забытых мест, зачем-то показывающие свою музыку за океаном и для собственного развлечения выпускающие здесь диск.
Для нас, после того как прошли боевые 90-е, это очень даже живой памятник эпохи. Ветеранов российского поп-рока, благополучно переживших свое время и не растерявших популярности, сейчас можно пересчитать по пальцам одной руки, и Илья Игоревич Лагутенко — один из них.
Фото mitrofanova_m
«Слушать новые песни интересно, но это и труд», — вкрадчиво сообщил он где-то в середине питерского концерта. Все-таки он немного кривил душой. Если и труд, то не такой уж и тяжелый. Благо, в толстовских масштабов альбоме «8» группа выложила все, на что была способна, попытавшись ухватить все сразу. Что в «Амбе», что в «8» «Мумий Тролль» будто снова и снова пытаются нащупать струны, на которых когда-то удалось так удачно сыграть. Если в начале карьеры бренд «Мумий Тролль» помогала продвигать музыка, то сейчас ситуация обратная: прослушивая новые работы группы, уже заранее представляешь, что тебя ждет. Группа с большим комфортом сидит в своем бархатном рокапопсовом кресле, но производить всенародные хиты ей с каждым разом оказывается все сложнее.
Фото mitrofanova_m
На концерте в Ледовом дворце «Мумий Тролль» выступил именно в такой роли — как памятник самому себе и эпохе. Хотя «Мумии» не выступали в Петербурге три года, аншлага, в отличие от всех предыдущих концертов, не наблюдалось, а наиболее фанатствующие зрители явно познакомились с группой еще лет десять назад. Илье Лагутенко, однако, как и прежде, трудно отказать в живости и обаянии. Образ играющего словами и интонациями симпатяги-декадента прилип к нему, как мокрая рубашка к телу. Глядя на сцену, и не скажешь, что «парню» пошел уже сороковой год. Что ни песня — мини-спектакль, что ни движение — поза. Если Бретт Андерсон из Suede, явно ставший для Ильи Лагутенко одной из ролевых моделей в 90-х, бубном хлопал по ляжке, то лидер «Мумиев» бил себя прямо в сердце. Однажды бубен был надет на голову — получился этакий поп-король, правда, за какие-то десять секунд потерявший свою корону. Все это было это и пафосно, и смешно, и даже трогательно. По гримасам господина Лагутенко и вовсе можно изучать возможности человеческой мимики. Тоже, кстати, лекарство против морщин.
Фото mitrofanova_m
Из двадцати пяти песен, сыгранных в Петербурге, десяток пришелся на последний альбом группы и в концертном варианте был уложен в основном в глэмовый формат. Одни вещи, например «О, рай» или «Музыкант», от звука, утяжеленного Юрием Цалером, только выиграли. Другие — «Контрабанды», «Мамы дочерей» — просто растворились в общем потоке. Моменты истины, как водится, наступали, когда группа принималась за заслуженные нетленки. Никакие «Контрабанды» и «Бермуды» по степени воздействия на аудиторию и близко не стояли рядом со старинными «Кот кота» и «Владивосток 2000». Во время их исполнения приходилось буквально уворачиваться от радостно беснующегося и орущего народа, здесь отрывались уже все без исключения. Вконец раздухарившись во время «Медведицы», Илья Лагутенко оставил вокал гитаристу, а сам принялся скакать по сцене на микрофонной стойке как на игрушечном коне. После этого шабаша «Поспи, рок-н-ролл» с длинной концовкой и какими-то мученическими сплиновскими интонациями прозвучал, пожалуй, даже слишком серьезно.
Фото mitrofanova_m
Но все происходившее ранее померкло перед бисом. Господин Лагутенко устроил «телемост» с семьей и продемонстрировал обалдевшим зрителям молодую жену Анну Жукову и малютку-дочь Альбину. С экрана послышались сладкие пожелания «любить Илью, как его любим мы» и громкий «чвак» в пухлую щечку. Счастливый муж и отец поддержал благостный настрой акустическими «По любви», «Так надо» и «Дельфинами», улыбаясь знаменитой чеширской улыбкой. Зачем было заканчивать стадионный рок-концерт идиллией мыльно-оперного свойства — бог весть. Видно, веяния времени теперь такие, пишет «Коммерсант».
КСТАТИ: Life.ru утверждает, что Илью Лагутенко эстренно прооперировали в Питере, после приступа аппендицита, который случился прямо на концерте.
— Илье стало плохо в самый разгар выступления, — рассказала менеджер певца Александра. — Но он не стал останавливать шоу и продолжил выступление. Мы экстренно вызвали для него скорую. Оказалось, у Ильи аппендицит. Его срочно прооперировали в одной из питерских клиник, а когда он пришел в себя, отправили на реанимобиле в Москву — он будет долечиваться в столице.
Сейчас здоровью 40-летнего певца уже ничего не угрожает. По словам врачей, он быстро реабилитируется.
— Из-за внезапной операции под угрозой срыва оказались его гастроли в Америке, — вздыхает Александра. — Все будет зависеть от дальнейшего состояния здоровья Ильи.