Об этом заявили сегодня эксперты — участники круглого стола в ИА «Росбалт».
Заместитель председателя петербургского отделения ВООПИиК Александр Кононов рассказал, что специалистами НИИ «Спецпроектреставрация» было рекомендовано полностью сохранить 6 помещений, частично — 7, сохранить объемно-планировочные решения 8 помещений. В частности, эксперты настоятельно рекомендовали сохранить Большую парадную анфиладу.
Вместо этого в охранный договор с инвестором попали только три помещения (Парадный вестибюль, Парадная лестница, Зал с колоннами), но даже там идет не реставрация, а реконструкция. Живопись была утрачена еще в 1960-х годах — по историческим данным, ее имели около 30 залов. В процессе сегодняшней реконструкции — приспособления под гостиницу утрачены объемно-планировочные решения памятника: залы перегорожены на номера и хозблоки.
Замена межэтажных перекрытий уничтожила интерьеры — исторические потолки, лепку. Даже в Зале с колоннами, где должна быть проведена реставрация, сбита вся историческая лепнина. То есть, в лучшем случае там будет проведено восстановление интерьера, которое под термин «реставрация» не попадает.

Так выглядел Дом со львами до реконструкции, фото www.nevastroyka.ru
На объекте изменилась конфигурация дворового пространства, уничтожены дворовые фасады. С точки зрения законодательства о сохранении исторического наследия, методики ведения реставрации, здесь работы ведутся с грубейшими нарушениями.
Председатель секции по архитектурному наследию Союза архитекторов Санкт-Петербурга Дмитрий Бутырин считает, что подобная реконструкция — это преступление против национальной и мировой культуры, варварство, которое даже на войну не списать. «Мы несколько раз посещали особняк, после того, как его расселили. Там все подряд сбивалось, по-варварски. Уничтожены детали, архитектурные решения Монферрана», — рассказал Бутырин. По его словам, уничтожение интерьеров было проведено по всем фронтам — после разбора крыши к физическому уничтожению добавились вода и мороз.
«Перед работами проведена просто фотофиксация — мы памятник потеряли безвозвратно. Залы потеряли свой объем и декор. Это самое настоящее убийство объекта, такого в Ленинграде не было», — заявил Бутырин. По его мнению, представители КГИОП не случайно не пришли на этот круглый стол — это ведомство занимается обслуживанием воли высшего чиновничества — пользователей памятника.
СПРАВКА: Проект приспособления дома Лобанова-Ростовского под гостиницу класса de luxe разработан в архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры». Экспертизу исторической сохранности памятника провело архитектурное бюро «Литейная часть-91» во главе с Рафаэлем Даяновым. Оно же осуществляет руководство реставрацией фасадов и интерьеров, а также работы по воссозданию горельефов. Историко-архитектурная экспертиза проведена скандально известным академиком архитектуры, профессором Татьяной Славиной.
