Роспотребнадзор подготовил проект рекомендаций для СМИ по особенностям освещения информации о случаях самоубийства. Соответствующий документ размещен на сайте службы для предварительного ознакомления и последующего обсуждения.
В Роспотребнадзоре отмечают, что проект разработан в рамках мероприятий по исполнению норм законодательства в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. В настоящее время широкое освещение в СМИ случаев самоубийства «вызывает опасение», считают в Роспотребнадзоре.
«Репортажи с материалами о самоубийстве размещаются на первых полосах печатных и электронных изданий, оформляются с использованием крупного шрифта и указанием на суицид в заголовке, иллюстрируются фотографиями жертвы и места трагедии», — перечисляют в ведомстве.
Между тем публикации в СМИ о суицидах могут провоцировать подражающие самоубийства в соответствующей возрастной или социальной группе, часто называемые «эффектом заражения» или «синдромом Вертера» по аналогии с романом И. Гете «Страдания юного Вертера» (1774 год), после публикации которого была зафиксирована волна самоубийств. В связи с этим в ряде стран Европы роман был запрещен к изданию, напоминает Роспотребнадзор. За взвешенное освещение проблем суицида в СМИ выступает и Всемирная организация здравоохранения, отмечает ведомство.
В своих рекомендациях Роспотребнадзор, в частности, рекомендует СМИ избегать помещения материалов о суициде на первые полосы изданий, не помещать более одного новостного сообщения о самоубийстве в список новостей, не использовать фотографии жертв и мест происшествия, не использовать в заголовках слова «суицид» и «самоубийство», а в текстах — терминов «суицидент», «самоубийца» и «совершивший самоубийство».
Вместо них рекомендуется применять оборот «умерший вследствие самоубийства». А вместо выражения «успешно завершил акт», «не удалось завершить», «не удавшаяся попытка суицида (самоубийства)» и прочее более предпочтительными являются термины «смерть в результате самоубийства» и «попытка самоубийства, не закончившаяся смертью», считают в Роспотребнадзоре.
Также журналистам рекомендуется описывать любой случай суицида как можно лаконичнее, ограничивая информацию о происшествии общими данными и избегая подробностей о личности самоубийц, их жизни и других деталей, которые могут способствовать идентификации с ними.
Также рекомендуется не приводить примеры самоубийств известных людей и избегать сообщать о поиске виновных в случившемся. Не рекомендуется излишняя эмоциональность в сообщениях и описание произошедшего как романтического или героического поступка.
В Роспотребнадзоре отмечают, что подобные руководства для специалистов СМИ существуют во многих странах, в том числе в США, Австралии, Австрии, Новой Зеландии, Канаде, Германии, Японии и Швейцарии. «Исследования, проведенные в Австрии и Швейцарии, показали, что выполнение указанных рекомендаций может приводить к снижению количества суицидов в определенных подгруппах населения», — указывают в ведомстве. По мнению чиновников, следование рекомендациям может помочь минимизировать вред, который наносят публикации СМИ о суицидах, «не приводя к отказу от освещения проблемы самоубийств в целом», пишет Newsru.com.
Напомним, федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» был принят в 2010 году. Он предусматривает несколько уровней запретов, в частности для детей до шести, 12 и 16 лет. Самый строгий уровень запрета (маркировка «18+») означает полный запрет фильма или книги для несовершеннолетних. Закон вступил в силу с 1 сентября 2012 года и вызвал широкий резонанс. Правда, в январе 2015 года появилась «Интерфакс» информация, что власти хотят отметить возрастную квалификацию всей информационной продукции, сохранив только маркировку «18+».
Также осенью 2012 года Следственный комитет РФ предложил запретить СМИ распространять сведения о детях, ставших жертвами преступлений. Соответствующий законопроект был одобрен Госдумой и в апреле 2013 года подписан президентом.
В мае 2015 года в России запретили публиковать данные о погибших военных в ходе спецопераций в мирное время.
Недавно хотели запретить упоминать в публикациях национальность преступников. С соответствующей инициативой выступил парламент Чечни. Однако в Госдуме предложение не поддержали, несмотря на то, что ранее, в декабре 2012 года, идею одобрил президент Путин.
«Я с вами согласен, преступник не имеет национальности: какая разница, к какой этнической группе относится человек, который нарушил норму закона? Поэтому нужно, чтобы соответствующие процедуры прошли. Я не хочу вмешиваться, но если он (закон) дойдет до меня в окончательном виде, я его, конечно, поддержу», — заявлял тогда глава государства.