Вторник, 17 февраля 2026
$77.19 €91.56 ¥11.15
-8.9 C
Санкт-Петербург

Одеваться модно уже не модно, или Почему петербуржцы идут в секонд-хэнды

Покупка вещей из секонд-хэнда — дань моде на винтаж, ответственное отношение к окружающей среде, атрибут аскетичного образа жизни или отчаянный шаг из-за безденежья? Gazeta.SPb пообщалась с представителями таких магазинов, а также интернет-сайтов по обмену вещами и организаторами так называемых дресс-кроссингов и выяснила, почему петербуржцы посещают эти площадки, тяготеют ли они к осознанному потреблению и что нужно, чтобы оно в нашем городе стало трендом.

Одеваться модно уже не модно, или Почему петербуржцы идут в секонд-хэнды
Осознанное потребление — тренд XXI века. Фото: Gazeta.SPb/Николай Овсянников

Интернет-площадки для обмена вещами

Оказывается, купленный под действием вау-импульса предмет гардероба необязательно выкидывать или ждать, пока он, пылясь на полке, выйдет из моды. В Петербурге уже около семи лет работает интернет-площадка под названием «Мне не подошло» — городской филиал крупнейшей всероссийской сети. Группа начинала примерно с одной тысячей подписчиков, а теперь их — 23 тысячи. В основном это молодые женщины от 35 до 45 лет. Все, что от них требуется, — выставить фотографию ненужной вещи. Рано или поздно на нее обратит внимание потенциальная покупательница. А еще одеждой можно просто обмениваться.

“Наши девочки, конечно, больше продают, чем обменивают. Тем не менее у нас есть два альбома с фотографиями: “отдам даром” и “обмен”. Бывают вещи, которые невозможно вернуть в магазин. Их можно отдать подружкам или поменяться с незнакомыми людьми, взяв взамен что-то, что тебе подходит”, — рассказала корреспонденту Gazeta.SPb главный администратор сообщества «Мне не подошло» Юлия Мирошниченко.

Одеваться модно уже не модно, или Почему петербуржцы идут в секонд-хэнды
Скриншот группы «Мне не подошло» в социальной сети «ВКонтакте»

Девушка признается: вещи она никогда не выбрасывает и уверена, что им всегда можно найти второй дом. Происходит это так: две клиентки встречаются, обмениваются одеждой, внимательно ее осматривают и, если все устраивает, мирно расходятся вместе с обновками, которые потом могут пустить на собственные эксперименты — перешить или сделать поделки. В случае чего, говорит Юлия, в сообществе всегда можно оставить жалобу и нарушительницу занесут в «черный список», но такое случается крайне редко. Ведь цель — не нажиться или обмануть, а дать платью или кофточке новую жизнь.

“Многие до сих пор считают, что секонд-хэнд — это стыдно, что брать “бэушную” вещь — это неприятно. Однако, приходя в обычный магазин, ты берешь одежду с биркой, которую до тебя тоже кто-то надевал, мерил. И это могли быть десятки человек. Я считаю, нет разницы. Можно купить вещь в «сэконде», постирать ее и обработать”, — считает Юлия Мирошниченко.

Одеваться модно уже не модно, или Почему петербуржцы идут в секонд-хэнды
Ненужным вещам всегда можно найти второй дом или второе применение. Фото: Gazeta.SPb/Николай Овсянников
Одеваться модно уже не модно, или Почему петербуржцы идут в секонд-хэнды
Неподошедшие вещи можно обменять. Фото: Gazeta.SPb/Николай Овсянников

Дресс-кроссинги

Встряхнуть полки и передать в другие руки ненужные тебе вещи можно при помощи дресс-кроссинга — шоппинга с пустым кошельком, как его еще называют. На самом деле это что-то вроде вечеринки для обмена одеждой. Впервые эта идея возникла у жительниц Лондона. В 2011 году ее подхватила петербурженка Эльвира Ахметхозина, став организатором первого в нашем городе «Умного дресс-кроссинга».

“Я случайно услышала об этом по радио и решила: а почему бы у нас такое не провернуть. Это все очень хорошо прижилось. Причем 90% участников приходили не ради развлечения, а чтобы пристроить свои хорошие вещи, найдя взамен что-то новое и не покупая лишнее, тем самым не захламляя свой гардероб. Остальным просто была интересна новинка — они хотели посмотреть, что это такое — дресс-кроссинг, и как он проходит”, — рассказала девушка.

При этом петербургские дресс-кроссинги, которых под руководством Эльвиры прошло пять, и каждый объединил около 40-50 человек, были не просто обменом одежды, а целыми фестивалями, куда приглашали стилистов, визажистов и парикмахеров, и каждый мастер запросто мог дать совет, например, с чем комбинировать ту или иную вещь. И хотя девушка уже не проводит такие мероприятия, петербурженки обращаются к ней до сих пор.

Одеваться модно уже не модно, или Почему петербуржцы идут в секонд-хэнды
Дресс-кроссинг — это не просто обмен одеждой. Фото: Олег Белов
Одеваться модно уже не модно, или Почему петербуржцы идут в секонд-хэнды
На первые дресс-кроссинги в Петербурге приглашались стилисты, визажисты и парикмахеры. Фото: Олег Белов

Секонд-хэнды

Пожалуй, самое известное место, куда в Петербурге можно сдать ненужную одежду и недорого купить новую — это секонд-хэнд. Годах в 90-х, а то и раньше считалось, что там одеваются лишь те, у кого нет денег на поход в обычный магазин. В XXI веке все изменилось: и отношение граждан к потреблению, и сами «сэконды» — некоторые из них, если бы не приписка к названию, от модных бутиков не отличить. Это и винтажные «Kostrov store», «Old baby» и «Лисы-сектанты», и брендовый «Мода из комода», и «Гильдия ниток», специализирующаяся на повседневной одежде, и «Пентагон Casual Шоу Рум» для молодых и успешных и многие другие.

Одеваться модно уже не модно, или Почему петербуржцы идут в секонд-хэнды
Теперь в секонд-хэнды ходят не только те, у кого нет денег на покупки в дорогих магазинах. Фото: Gazeta.SPb/Николай Овсянников
Одеваться модно уже не модно, или Почему петербуржцы идут в секонд-хэнды
Многие секонд-хэнды сейчас не отличить от бутиков. Фото: Gazeta.SPb/Николай Овсянников

Сеть «Спасибо» за последний год открыла два магазина. Это может говорить о популярности секонд-хэндов среди петербуржцев. В компании перечисляют еще несколько цифр. Бренду больше 10-ти лет, «Спасибо» — это возможность не только купить, но и помочь — в городе на Неве установлены 120 контейнеров для сбора одежды, каждый в месяц приносит около тонны вещей.

“Одежды огромное количество, и с каждым годом все больше и больше людей ее сдает и все больше и больше людей ее покупает. Во-первых, цены в таких магазинах гораздо ниже, во-вторых, сама психология покупателя немного меняется”, — рассказали корреспонденту Gazeta.SPb в сети благотворительных магазинов «Спасибо».

О росте спроса тоже говорят цифры — 150-200 покупок в день. Если бы не пандемия коронавируса, было бы больше. А встретить на полках можно все что угодно: от просто хороших вещей, которые ни разу не надевали, до брендовой одежды, участвовавшей в модных показах, и даже костюмов знаменитостей.

Одеваться модно уже не модно, или Почему петербуржцы идут в секонд-хэнды
В секонд-хэндах можно найти все что угодно. Фото: Gazeta.SPb/Николай Овсянников
Одеваться модно уже не модно, или Почему петербуржцы идут в секонд-хэнды
В секонд-хэндах можно найти все что угодно. Фото: Gazeta.SPb/Николай Овсянников

***

Еще 100 лет назад каждая покупка тщательно обдумывалась. Это и понятно: на производство одежды, посуды, мебели и других вещей уходило больше времени, а материалы стоили дороже. Технологическая революция сделала товары дешевле: покупать стали чаще, а задумываться о том, что потом со всем этим всем делать — реже. В результате мы пользуемся лишь половиной приобретенного, остальное оседает в шкафах или, что еще хуже, отправляется на помойку. Отсюда в сфере шоппинга и возник новый тренд — осознанное потребление. Его продвигают масса проектов, среди которых сбор одежды для повторного использования.

Одеваться модно уже не модно, или Почему петербуржцы идут в секонд-хэнды
Через несколько лет люди будут спокойнее относиться к понятию «секонд-хэнд». Фото: Gazeta.SPb/Николай Овсянников

В странах Европы походы по сэконд-хэндам и осознанное потребление — это, можно сказать, тренд. Выражаясь простым человеческим языком, люди относятся к этому нормально. Например, в Швеции популярность подобных покупок оценивается не количеством потраченных на них денег, а весом приобретенных вещей — каждый десятый житель страны покупает не менее килограмма использованной одежды в год, это данные крупнейшей сети секонд-хэндов Швеции «Myrorna». Чтобы перенять такой подход, Петербургу, по мнению представителей сети магазинов «Спасибо», нужно время: “Через несколько лет люди среднего возраста будут спокойнее относиться к термину “секонд-хэнд” и перестанут считать, что одеваться в таких магазинах зазорно, потому что у молодежи уже все совсем по-другому”.

Узнавайте о новостях первыми в наших официальных каналах в Telegram и Дзене

Поделиться:

Читайте также

«Газпром нефть» объединила проекты и инициативы в сфере экологии в единую долгосрочную программу. Документ фиксирует единые принципы и устанавливает цели компании в области охраны окружающей среды по всей производственной цепочке – от геологоразведки до реализации нефтепродуктов.В программу вошли четыре направления – «Земля», «Воздух», «Вода» и «Живая среда». В направлении «Земля» планируется к 2030 году достичь стопроцентной утилизации и обезвреживания промышленных отходов, нарастить объем переработки упаковочных материалов до 15 тысяч тонн, обеспечить абсолютную надежность инфраструктуры на территориях с вечной мерзлотой.Долгосрочные цели по направлению «Воздух» предполагают снижение нагрузки на атмосферу: запланировано сокращение удельных выбросов на 40% от уровня 2022 года и поддержание показателя полезного использования попутного нефтяного газа (ПНГ) выше отраслевых нормативов – на уровне более 96%. Также приоритетами в направлении...
В российском шоу-бизнесе десятилетиями складывалась система похожая на феодальную вертикаль. В ней связи и административный ресурс ценятся выше таланта. По мнению многих участников рынка, Лариса Долина занимает в этой иерархии ключевую позицию. Из певицы она превратилась в фигуру способную влиять на судьбы коллег.Система влияния и распределение благВ профессиональной среде давно сложилось негласное разделение. Дело в том, что одни исполнители известны благодаря голосу, другие — благодаря нужным связям. Лариса Долина по оценкам экспертов прошла путь от джазового андеграунда до статуса, позволяющего влиять на целую индустрию. Молодые музыканты боятся не столько критики от народной артистки за фальшивую ноту. Они понимают, что вердикт Долиной может закрыть или открыть дорогу на федеральные каналы и крупные концертные площадки. Певица стала символом «знака качества» который...

Интересное

Новости дня

По теме

Подпишись на наши соцсети

Сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

ИЛИ ПИШИТЕ